Минпромторг разработал законопроект, изменяющий порядок расчета госпошлины за розничную торговлю алкогольной продукцией. Документ, который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов, предусматривает дифференцированный подход к выдаче лицензий на продажу алкоголя, установление платы за каждый объект и существенное снижение ее размера для большинства регионов.
В настоящее время размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на продажу алкоголя составляет 65 тыс. руб. в год, и эта сумма не зависит от количества торговых объектов, имеющихся у организаций.
Лицензия выдается на год, заявки на ее получение и продление направляются региональным властям. Таким образом, крупная сеть, состоящая из десятков торговых точек, и один сельский магазин платят одинаково, что создает неравные условия на рынке.
При этом для многих предприятий малого и среднего бизнеса существующий размер пошлины неподъемен, особенно в регионах. После того как с 2015 года плата за лицензию на розничную продажу алкоголя выросла более чем на 60%, ряд торговых объектов вынуждены были прекратить свою деятельность или отказаться от приобретения лицензии. Что, в частности, привело к росту теневой торговли алкогольной продукцией и, соответственно, уменьшению поступления денежных средств в бюджет.
Как отмечают авторы законопроекта, в целом в стране около 30% торговых точек, реализующих алкогольную продукцию, работают нелегально.
Кроме того, индивидуальные предприниматели стали использовать схемы обхода закона, объединяясь в «квазисоюзы», чтобы получить лицензию на розничную продажу алкоголя на одно, как правило, вновь созданное юридическое лицо.
Чтобы устранить существующее неравенство и сделать теневые схемы бессмысленными, Минпромторг предлагает взимать пошлину за каждый отдельный магазин.
Для Москвы и Санкт-Петербурга плату за каждый торговый объект предлагается оставить на уровне 65 тыс. руб. в год, для других регионов, включая город федерального значения Севастополь, снизить размер лицензии за каждый магазин до 26 тыс. руб., для поселков и деревень — до 3,5 тыс. руб.
Правильным и своевременным называет снижение нагрузки на торговые предприятия в регионах президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. «Издержки малого бизнеса в целом в этом году в стране очень выросли, поэтому эта мера правильная», — заявил он «Газете.Ru».
Александр Калинин отмечает, что издержки для сетей, когда одно юрлицо получает одну лицензию, а магазинов много, и для микробизнеса, когда те же затраты идут на один магазин, несопоставимы. «Нужно точку лицензировать, а не юридическое лицо», — уверен глава «Опоры».
Он также напомнил, что лицензирование торговой точки — это длительный процесс, есть серьезные риски получить отказ, в том числе даже из-за малой налоговой задолженности, о которой предприниматель даже не знал.
«Таких случаев сотни по стране. И при этом затраты на лицензирование не возвращаются. Поэтому сумма в 26 тыс. руб. более адекватна», — считает Калинин.
«Снижение размера государственной пошлины для организаций, расположенных в сельской местности, не только позволит сохранить сельскую торговлю, но и серьезно сократит оборот нелегальной алкогольной продукции, так как создаст условия для выхода «из тени» при торговле алкоголем», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Эксперт алкогольного рынка, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает законопроект очень правильным и уверен, что малый бизнес должен нести меньшую налоговую нагрузку, чем крупные ритейлеры.
«Федеральная сеть тоже должна платить с каждого объекта: если оставить условно федеральным сетям 65 тыс. с каждого магазина, то я не думаю, что налог с малого бизнеса или магазинов у дома должен быть более 10–15 тыс. в год», — считает эксперт.
Авторы законопроекта и эксперты не ждут роста цен на алкоголь из-за изменений в лицензировании. «Нагрузка на торговые сети безусловно возрастет, но, учитывая высокую рентабельность сетей, это не приведет к резкому увеличению финансовой нагрузки», — заявил ТАСС представитель Минпромторга.
Александр Калинин говорит, что «если посмотреть оборот сетей, а они все за прошлый год рапортовали о рекордном росте прибыли, то, я думаю, не будет (роста цен на алкоголь для конечных потребителей. — «Газета.Ru»), это небольшие суммы». С учетом существующих наценок для крупных сетевых магазинов увеличение размера платы за лицензирование «растворится» в общем объеме торгового оборота, считает Вадим Дробиз.
«Они продают гигантские объемы алкоголя. Так что думаю, что эти суммы они вполне могут взять за счет существующей сегодняшней наценки», — отметил эксперт.
Ритейлеры не спешат комментировать законодательную инициативу Минпромторга. Получить комментарий от компаний Х5 Retail Group, «Седьмой континент», розничных сетей алкогольных магазинов «Кристалл-Лефортово», «Алкотека», «Красное и Белое», «Бристоль» и Ассоциации компаний розничной торговли не удалось.
Представители сетей «Ашан» и «Отдохни» отказались от комментариев. В пресс-службе группы компаний «Дикси» отметили, что их магазины сети в Москве и Московской области уже сейчас лицензируются по отдельности, а в других регионах сеть получает общую лицензию на все магазины области, а затем вносит доплату за открытие каждой новой точки.
В «Дикси» также не ожидают роста цен на розничную алкогольную продукцию внутри сети в случае принятия закона. «С изменением правил для некоторых регионов стоимость лицензирования станет дороже, однако существенного влияния на бизнес-процессы это не окажет. Кроме того, будет позитивный эффект, так как в случае, если лицензия одного из магазинов будет приостановлена, другие продолжат свою работу», — заверили «Газету.Ru».
В то же время в Минпромторге надеются на «положительный бюджетный эффект с привлечением дополнительных доходов федерального и областного бюджета», сокращение дисбаланса между городской и сельской торговлей, создание равных конкурентных условий на потребительском рынке.
«Дифференциация размера государственной пошлины окажет положительный мультипликативный эффект на состояние алкогольного рынка. Упрощение и снижение издержек на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции повлияет на увеличение акцизных и прочих сборов до 10% и окажет позитивное влияние на легальный рынок», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.