Минфин выводит импортные вина из-под действия льготных ставок акцизов на вина с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения. Это неизбежно приведет к подорожанию продукции, а также возникает риск, что импортеров заставят доплатить акциз с того момента, когда они начали пользоваться льготой. Это грозит банкротством многим компаниям.
Минфин в четверг выступил с разъяснением своей позиции «в отношении исчисления акцизов». С 1 января 2016 года ставки акциза на вина были дифференцированы в связи с установлением в федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» понятий «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием», а также «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения».
Законом также установлено, что такой винодельческой продукцией могут быть такие виды алкогольной продукции, как вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк).
После дифференциации ставок в 2016 году ставка акциза на вино составляла 9 рублей на литр, на игристое вино — 26 рублей за литр, а на вино и шампанское с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения — 5 и 13 рублей за литр соответственно.
С 1 января 2017 года ставка акциза на тихие вина была повышена до 18 рублей, на игристые вина — до 36 рублей на литр.
При этом на вино с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения ставка сохранилась на уровне 2016 года — 5 рублей за литр, на игристые вина с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения — установлена на уровне 14 рублей за литр.
Таким образом, при решении вопроса о том, какую ставку акциза применять при ввозе тихого или игристого вина, импортеру и таможенным органам на основании норм Налогового кодекса необходимо определиться со значением понятия «вино (игристое вино) с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения».
«На наш взгляд, никаких проблем с этим не должно было возникнуть», — считают в Минфине. Необходимо использовать термины, установленные федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В статье 2 этого закона говорится, что винодельческая продукция с защищенным географическим указанием — это винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями. Винодельческая продукция с защищенным географическим указанием производится из винограда, не менее 85% которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной виноград выращен в границах субъекта РФ.
Второй тип вина — винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения — это винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на потребительской таре (упаковке).
При этом статья 6 того же закона дает право регионам по предложению местной саморегулируемой организации определять, является ли это вино «географическим».
«Теоретически такая саморегулируемая организация могла бы предложить, а субъект РФ утвердить территории иных государств в качестве таких географических объектов, но, во-первых, это не следует из закона, а во-вторых, Министерство сельского хозяйства в своем письме от 13 февраля 2017 года разъяснило, что «субъект Российской Федерации определяет географические объекты, в границах которых выращивается не менее 85% винограда для производства вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, при этом остальной виноград, использованный для производства указанных вин, должен быть выращен в границах данного субъекта Российской Федерации, где расположен географический объект.
«Таким образом, именно законодательством, а не решением Минфина России, установлена привязка понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения к территориям субъектов Российской Федерации. Любая иная трактовка указанных норм Налогового кодекса и отраслевого закона по государственному регулированию рынка алкоголя являлась бы нарушением российского законодательства», — заключают в Минфине.
Как пояснили «Газете.Ru» в Минфине, ведомство не преследует фискальных целей, а вопрос о возможном доначислении акцизов за импортный алкоголь следует адресовать таможенной службе. В ФТС сообщили, что пока не готовы дать разъяснения по этой теме.
Участники рынка ответом Минфина не удовлетворены. «Мы изучаем это разъяснение Минфина, до конца оно не понятно. Как может субъект Федерации решить, относятся вина Тосканы к винам географического наименования или не относятся, не очень понятно», — говорит Александр Липилин, гендиректор вино-торговой компании «Форт». Компания импортирует вина из ЕС и из Нового Света.
Эксперт вино-торговой компании Eastern-wines-and-spirits Михаил Посадский считает беспрецедентным предложение Минфина доначислять акциз задним числом. За полтора года действия пониженной ставки набегают гигантские суммы, и бизнес будет вынужден повышать розничные цены.
«В итоге пить будут больше пива и водки, как более доступные алкогольные напитки», — считает Посадский.
Стоимость качественного импортного алкоголя может вырасти в рознице до 12%, если ФТС потребует доначислить акциз, уверен Липилин. У большинства импортеров «географические» вина составляют порядка 70% закупок.
Неофициально участники рынка говорят, что каждая компания из топ-10, специализирующаяся на импорте алкоголя, будет вынуждена заплатить за 2016 год от 10млн до 100 млн рублей, чтобы компенсировать бюджету пониженную ставку акциза.