Правительству предложено омолодиться
34-летний министр экономического развития Максим Орешкин, назначенный на эту должность в ноябре 2016 года, в понедельник сообщил о начале реорганизации своего министерства.
Разговор на эту тему завел сам Орешкин на итоговой коллегии Минэкономразвития — традиционном парадном мероприятии, на котором подводятся итоги года и ставятся задачи на будущее. Основную цель перед министром ранее поставили президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев — подготовить план реформ до 2025 года.
Спустя пять месяцев после назначения Максим Орешкин объявил: «Чтобы внедрять изменения на уровне страны, чтобы начинать их реализацию, нужно уметь меняться самим». Цель повышения эффективности министерства оказалась и первой целью публичной декларации Минэкономразвития на 2017 год.
Максим Орешкин, сославшись на статистику, сказал, что самое большое поколение в нашей стране — это поколение 30-летних. Он считает, что именно это поколение в ближайшие годы должно стать лидером изменений в стране.
Как раз в министерстве «в настоящее время большая часть сотрудников имеет возраст до 35 лет». «Де-факто наше министерство можно назвать министерством нового поколения», — заявил министр.
В качестве примера Максим Орешкин привел успех сотрудников ведомства начала 2000-х годов, которые «сейчас занимают ключевые посты и во властных структурах, и в бизнесе, и являются лидерами общественного мнения». Двое бывших министров экономического развития на коллегии присутствовали в качестве гостей — руководитель ЦБ Эльвира Набиуллина и помощник президента Андрей Белоусов. Обоим уже за пятьдесят.
Максим Орешкин пообещал стажерам, пришедшим в министерство в этом году, не менее головокружительные карьеры через 10–15 лет. Чего ждать тем, кому за 35, министр говорить не стал — этой возрастной категории он отвел роль наставников.
Пока, по его словам, в министерстве сохраняется структура, которая отвечает только устаревшим задачам из «нулевых».
Максим Орешкин считает, что вертикальной структурой управления — с наличием четко разграниченных сфер ответственности и полномочий, «де-факто управленческих колодцев, — невозможно реализовывать масштабные планы изменений, можно только сохранять статус-кво».
Новые управленческие механизмы — повышение горизонтального взаимодействия, решение задач проектными командами, собранными из представителей разных департаментов. Для начала в Минэкономразвития будет создан специальный департамент «по внедрению изменений во всех сферах ответственности министерства».
Реорганизацию обещано завершить до конца года. Как раз к тому сроку, когда в Кремле начнут думать о формировании нового правительства после президентских выборов 2018 года.
Другим высокопоставленным гостям, приехавшим в Минэкономразвития в понедельник, — премьеру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Игорю Шувалову (оба также преодолели пятидесятилетний рубеж) обещана конкуренция тридцатипятилетних. Осенью Максим Орешкин пообещал выйти на полноценное применение новых управленческих практик в министерстве и после этого «постепенно масштабировать их на уровень всего правительства».
«Смешарикам» тоже нужны льготы
Кроме административной реформы в Минэкономразвития готовят и другие структурные меры. Часть должна войти в план развития экономики до 2025 года.
В своем выступлении Максим Орешкин назвал пять мер. Это развитие делового климата, защита интересов бизнеса через оценку регулирующего воздействия, «работа по треку наведения порядка в части неналоговых платежей», совершенствование контрольно-надзорной деятельности и формирование понятных принципов долгосрочного территориального развития.
Деталей этих реформ Минэкономразвития по-прежнему не раскрывает. Исключение сделано для формирования долгосрочных и прозрачных подходов к тарифам естественных монополий. Максим Орешкин пообещал «придерживаться базового подхода ориентации на целевой уровень инфляции 4%».
Слова «минус» он не произнес, а отказался ли министр от формулы индексации тарифов, принятой в 2013 году, которая звучит как «инфляция минус», он уточнять не стал.
Максим Орешкин также заявил, что для роста российской экономики в 3% в год необходимо привлечь дополнительный приток инвестиций в 5 трлн руб. «Для того чтобы говорить о темпах роста за счет инвестиций где-то около 3%, нам нужно добавить 5 трлн руб. инвестиций в год», — сказал он.
Добавлять должен бизнес, с которым на коллегии говорили по-новому и неформально. В министерство пригласили нескольких руководителей и акционеров крупных компаний. С Евгением Деминым, владельцем компании «Сплат», руководство министерства обсуждало вопросы, связанные с «созданием среды для активного вовлечения в глобальный рынок российских производителей». С Александром Шульгиным из «Яндекса» — тематику «цифровизации экономики и того положительного эффекта, который внедрение новых технологий может оказать на российскую экономику». Глава «Сибура» Дмитрий Конов рассказывал, как увеличить производительность труда.
Гендиректора группы компаний «Рики» и создателя «Смешариков» Илью Попова позвали обсудить «удобство работы компаний новой экономики в России». Тридцатидевятилетний бизнесмен, выступавший на коллегии в батнике со «Смешариками», попросил у государства льгот.
Льготы, по мнению Попова, должны быть не хуже чем у IT-компаний. Потому что «вы с трудом найдете разницу между крупной технологической компанией – производителем ПО и анимационной студией».
Орешкин в ответ на это выступление отметил, что новые бизнесы и новые отрасли действительно должны поддерживаться. «Нужно создавать такие условия, чтобы они становились новыми точками роста», — сказал министр. Если говорить о производительности труда, то у аниматоров она запредельная, добавил Орешкин.
«Чем больше будет таких бизнесов, таких компаний, тем богаче будет вся наша страна, потому что если прошлое наше богатство лежит в нефти и газе, то будущее — в том числе в новых мультфильмах», — уверен министр.
Итог своему выступлению Максим Орешкин подвел, процитировав Махатму Ганди: «Завершая свое выступление скажу, что нас ожидает очень интересная работа в новом формате. Как говорил Махатма Ганди, если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением».