В среду с первым официальным визитом в Россию (после избрания на выборах в декабре прошлого года) прибыл президент Узбекистана Шавкат Мирзияев. На встрече в Кремле президент Владимир Путин лично познакомил узбекского лидера с ключевыми министрами, банкирами, бизнесменами. Таковых набралось более двух десятков человек.
Мирзияев с каждым поздоровался. Дольше всего он жал руку Алексею Миллеру, главе «Газпрома». Как потом выяснилось, не случайно. По итогам переговоров Путин сообщил, что товарооборот между Россией и Узбекистаном растет невиданными темпами. «Можно констатировать, что за прошедшее время, во всяком случае за то недолгое время, когда вы стали президентом, мы наблюдаем значительную активизацию наших торгово-экономических связей… Мы держим торговый оборот на высоком уровне, и по некоторым позициям он растет просто удивительным образом», — сказал Путин, обращаясь к Мирзияеву.
Узбекский лидер подтвердил: «260% даже есть».
«Поставки сельхозпродукции увеличились более чем в два раза», — отметил также Путин, добавив, что они достигли 143 тыс. тонн.
Не урюком единым
По данным Росстата, доля России во внешней торговле Узбекистана — 17%. Россия занимает второе место после Китая в качестве экономического партнера Узбекистана. В прошлом году в Узбекистан было инвестировано российским бизнесом $4 млрд.
В ответном слове Мирзияев пообещал нарастить товарооборот двух стран по итогам этого года до $5 млрд.
И похоже, это вполне реальные намерения. По крайней мере, пакет соглашений и меморандумов о намерениях, подготовленных к визиту, составил 39 пунктов.
«В ходе этого визита мы подписываем пакет соглашений по реализации крупных инвестиционных проектов на $12 млрд и торговых контрактов на $3,8 млрд», — сказал президент Узбекистана на встрече с Путиным.
Среди подписавших контракты с Узбекистаном такие российские гиганты, как «Газпром», «Ростех», ВЭБ.
«Газпром» заключил с Узбекистаном контракт на покупку 4 млрд кубометров газа ежегодно начиная с 2018 года, говорится в сообщении российской компании.
Внешэкономбанк и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (НБ ВЭД) подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого стороны изучают возможность предоставления до $500 млн на финансирование инвестиционных проектов.
Дружить и с Россией, и с США
Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов и министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Элер Ганиев подписали меморандум о взаимопонимании. Планируется организовать производство композиционных материалов, металлообрабатывающей и инструментальной продукции. Стороны также будут развивать кооперацию предприятий автомобильной промышленности, автоматизации управления воздушным движением на территории Узбекистана, поставок и ремонта газотурбинного и газоперекачивающего оборудования.
В составе «Ростеха», напомним, более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе.
О контрактах в сфере ОПК на встрече в Кремле не говорили, но к приезду главы Узбекистана Госдума ратифицировала договор о развитии военного сотрудничества. Договором устанавливается благоприятный режим взаимодействия двух стран в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения и военной техники.
Конкурировать за узбекский рынок вооружений «Ростеху» придется с США. В начале апреля президент США Дональд Трамп направил президенту Узбекистана письмо, в котором отметил изменения к лучшему в стране после того, как ее возглавил Мирзияев. Письмо было отправлено в связи с 25-летием установления дипломатических отношений между Узбекистаном и США. «Я рад видеть прогресс и осуществляемые вами реформы во многих сферах жизни республики с момента вашего избрания президентом Республики Узбекистан», — говорилось в тексте послания. Трамп также подчеркнул, что граждане США и представители бизнеса занимаются поиском новых путей для развития взаимодействия между странами.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил «Газете.Ru», что его холдинг готов поставлять продукцию ОПК в Узбекистан и конкурировать за местного потребителя с любым производителем военной продукции, в том числе из США.
В 2014 году Россия и Узбекистан создали рабочую группу для работы над договором о зоне свободной торговли. Тогда Россия пообещала списать Узбекистану $865 млн долга, узбекская сторона — погасить $25 млн, а также отказаться от претензии на долю в Алмазном фонде бывшего СССР. В 2014 году помощник президента России Юрий Ушаков объяснял, что решение о списании задолженности Узбекистана должно открыть возможности для поставки в эту страну российской военной техники под новые кредиты. В апреле 2016 года Путин списал Узбекистану долг.
Без лишних обязательств
Новый президент и отсутствие долгов — хороший повод начать взаимоотношения с чистого листа. Расширение Евразийского союза за счет Узбекистана, может быть, и не будет быстрым, но выглядит логичным.
В восстановлении российско-узбекских экономических связей, судя по всему, заинтересованы обе страны. Тем более что антагонизма не наблюдается ни в сфере политики, ни даже в идеологии. Но развивать экономические взаимоотношения Узбекистан планирует либо в двустороннем формате, либо в рамках Союза Независимых Государств.
Пока привычный и желанный для Москвы формат Евразийского экономического союза на встрече в Кремле даже не упоминался. Только в совместном заявлении лидеров для прессы прозвучали намеки на то, что Россия и Узбекистан подтверждают стремление к развитию взаимодействия и «реализации в полном объеме преимуществ других международных и региональных структур». Под такими структурами можно подразумевать все, что угодно, — от ООН до отраслевых союзов производителей хлопка или нефтегаза.
«Сотрудничество в рамках доживающего свой век СНГ ни к чему не обязывает, а членство в Евразийском союзе — это единые правила торговли, одинаковые техрегламенты на товары и услуги, фитосанитарные нормы, но Узбекистан к этому набору требований сейчас не готов», — пояснил «Газете.Ru» источник в российской делегации.
Члены узбекской делегации категорически отказывались комментировать тему евразийства, поскольку президент Мирзияев обошел ее стороной.
Если Узбекистан откроет границы для товаров из стран Евразийского союза, местная промышленность рухнет. И вместо «просто удивительного роста» товарооборота на 260% может случиться экономический коллапс.
При этом узбекская экономика не готова и к тому, чтобы уйти к прямому конкуренту — Европейскому союзу. По той же причине закрытости и зарегулированности.
Тем не менее смена власти в Узбекистане положительно оценивается европейскими лоббистами.
Европейский банк реконструкции и развития сообщил в прошлом месяце, что рассматривает возможность возобновления сотрудничества с Узбекистаном. Такое сотрудничество началось еще в 1992 году, но стало постепенно сокращаться с 2003 года в связи с нарушением прав человека в стране.