«Наш обновленный прогноз будет готов в конце марта, текущие ожидания, которые у нас есть, — это рост около 2%. То есть мы ожидаем очень хорошую динамику по экономике, мы видим, как активность повышается», — сказал глава Минэкономразвития журналистам.
Максим Орешкин полагает, что «у нас идет некоторый восстановительный рост, заканчивается период кризисный, с одной стороны, с другой стороны, сильно снижается уровень неопределенности в экономике — в отсутствие резких шагов со стороны властей».
«Все это указывает на то, что экономика уже вышла на траекторию роста и мы увидим хорошие показатели по году», — уверен министр.
Ожидания роста в 2% — это весьма оптимистичный взгляд на перспективы российской экономики.
Текущий базовый сценарий прогноза Минэкономразвития на 2017 год исходит из среднегодовой стоимости нефти в $40 и роста ВВП на 0,6%. Самый оптимистичный, целевой, сценарий близок к тому, что говорит Орешкин, — цена на нефть $48 и рост экономики на 1,8%.
Последний «Опрос профессиональных прогнозистов», проведенный в первой половине февраля этого года институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ, дает консенсус-прогноз по росту ВВП в 2017 году на уровне 1,1%, а цифру, близкую к 2% (1,9%), экономисты ожидают только в 2022 году.
«Никто из них (25 отечественных и иностранных экспертов. — «Газета.Ru») не прогнозирует на этот год снижения реального ВВП, однако семеро экспертов дают оценку ниже 1%, то есть фактически ожидают стагнацию. В последующие годы прогнозируемые темпы постепенно повышаются, но даже через семь лет они так и не достигают 2% в год», — отмечает Сергей Смирнов из «Центра развития».
Международные организации также ждут от России умеренного роста в 2017 году. Прогноз МВФ и агентства Bloomberg такой же, как у экспертов «Центра развития», — 1,1%. Всемирный банк оптимистичнее — 1,5%.
Главный экономист ВЭБа, экс-замминистра экономики, курировавший в ведомстве макропрогноз, Андрей Клепач полагает, что экономика вырастет на 1,2%.
Подмога Максиму Орешкину может прийти вовсе не со стороны поднимающейся ударными темпами экономики. Росстат продолжает совершенствовать методику подсчета основных макроэкономических показателей.
Уже пересмотрена в сторону повышения динамика промышленного производства и ВВП. В прошлом году рост промпроизводства составил 1,3% (предыдущая оценка — 1,1%), снижение в 2015 году теперь оценивается в 0,8 вместо прежних 3,4%. ВВП снизился в прошлом году на 0,2% (Минэкономразвития давало оценку 0,6%), в 2015 году не на 3, а на 2,8% (ранее спад оценивался на 3,7%).
В январе статистика также была весьма хорошей, но аналитики призывают не делать слишком оптимистичных выводов.
«Из опубликованных Росстатом экономических показателей за январь следует, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года динамика улучшилась почти во всех секторах, за исключением сельского хозяйства», — пишут аналитики Sberbank CIB, отмечая при этом, что «пока рано говорить о том, что российская экономика в январе вернулась к устойчивому росту».
Впрочем, уже сейчас очевидно, что при текущих ценах на нефть выше $50 за баррель рост экономики будет выше базовых 0,6%. Параметры нового прогноза пока неизвестны.
Назначенный министром в декабре прошлого года Орешкин решил лично курировать подготовку прогноза. Ранее это входило в обязанности профильного заместителя министра Алексея Ведева. Ведев написал в начале года заявление об увольнении, соответствующий приказ был подписан премьером Дмитрием Медведевым 27 февраля.
На место Алексея Ведева источники в экономическом блоке прочили главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача. По неофициальной информации, ему предложена должность первого зама. Стоит напомнить, что Клепач ранее работал в Минэкономразвития в должности директора департамента макроэкономического прогнозирования, а с 2008 по 2014 год был заместителем министра по макроэкономике.
Но Максим Орешкин заявил журналистам, что Клепач в Минэкономики работать не будет. Отдельного заместителя по макроэкономике также не будет.
Максим Орешкин уже сменил главу департамента макроэкономического анализа и прогнозирования. Вместо Кирилла Тремасова директором назначена Полина Бадасен, которая до этого работала замдиректора департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина и начальником управления разработки макроэкономических сценариев ЦБ.
Перед новым директором сразу была поставлена задача «переформатировать работу над подготовкой прогноза экономического развития России». В частности, ей предстоит увязать целевой сценарий прогноза с планирующимися структурными реформами, а также усовершенствовать инструментарий прогнозирования для учета в денежно-кредитной и бюджетной политике.
Иными словами, прогноз Минэкономразвития больше не будет противоречить тому, что делает Минфин и ЦБ, как это бывало ранее. Осенью прошлого года при подготовке бюджета особую позицию по прогнозу имел тогдашний глава МЭР Алексей Улюкаев. Он пытался отстаивать свои цифры, но безуспешно.