Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Гражданская авиация подешевеет и притихнет

Какими будут пять главных тенденций развития мировой гражданской авиации

В будущем авиабилеты продолжат дешеветь, а количество авиапассажиров увеличится вдвое к 2035 году. Уже через три года аэропорты и авиакомпании предпочтут общаться с пассажирами через мобильные устройства, а терминалы аэропортов превратятся в огромные торгово-развлекательные центры без надоедливых объявлений по громкоговорителю. В День гражданской авиации России «Газета.Ru» выбрала пять основных тенденций развития авиаотрасли.

Цена ниже — пассажиров больше

Бюджетные авиаперевозки будут увеличивать свою долю на рынке. По данным ИКАО, в 2016 году на долю бюджетных перевозчиков пришлось примерно 28% общего объема мировых регулярных пассажирских перевозок, тогда как в 2003 году, по оценкам консалтинговой A.T. Kearney, она составляла около 10%.

Лоукост-авиакомпании наиболее популярны в Европе: там на них приходится 32% от всех пассажирских перевозок. Аналогичные показатели в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили 31%, в Северной Америке — 25%.

При этом размывается граница между лоукостерами и авиакомпаниями с традиционной экономической моделью. В настоящее время имеет смысл говорить о гибридных авиаперевозчиках, которые предлагают широкую тарифную сетку, включающую и лоукост-тарифы с минимальной нормой провоза багажа, и билеты привычного эконом-класса, предусматривающие бесплатное питание на борту, а также премиальный и бизнес-тарифы.

Так, большинство российских авиакомпаний, в том числе S7, «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», запустили тарифы, предполагающие провоз минимальной нормы багажа — 10 кг (в ручной клади или багажном отсеке) вместо ранее привычных 20 кг. Так, по данным российской «Победы», в 2016 году около 12% пассажиров авиакомпании впервые в жизни воспользовались воздушным транспортом. То есть

наличие широкого тарифного ряда с возможностью воспользоваться дешевой авиаперевозкой позволяет привлечь новых потребителей.

Этому также способствует рост благосостояния в таких развивающихся странах, как Китай и Индия. По данным IATA, объем пассажиропотока в этих двух странах подскочил за 2016 год на 23,3 и 11,7% соответственно. К 2035 году мировой пассажиропоток достигнет 7,2 млрд человек (в 2016 году — 3,7 млрд).

Лоукост-авиаперевозка увеличивает долю и на дальнемагистральных маршрутах. Например, Norwegian Air Shuttle увеличила частоту рейсов из Европы в Северную Америку за 2016 год на 44%, посчитали в британской OAG. А азиатский лоукостер AirAsia задумалась о запуске рейсов из Бангкока и Куала-Лумпура в Москву.

По данным IATA, авиаперевозка продолжает дешеветь. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, средняя стоимость авиабилета «туда-обратно» в 2017 году сократится до $351. По сравнению с уровнем 1995 года этот показатель снизился на 63%.

Диджитализация общения с пассажирами

Мировые авиакомпании и аэропорты увеличивают использование цифровых технологий и во внутреннем управлении, и в общении с пассажирами. 6% авиакомпаний уже тестируют, а 17% планируют в течение ближайших пяти лет начать испытания искусственного интеллекта. Среди аэропортов доля чуть выше: 21% аэропортов намерены тестировать приложения с использованием искусственного интеллекта в ближайшие пять лет, говорится в исследовании поставщика IT-решений для авиации SITA.

По оценке SITA, 55% путешественников в мире использовали какие-либо технологии самообслуживания при осуществлении перелета. Интерес к digital-услугам возрастает: около 76% пассажиров хотели бы получать уведомления о начале выдачи багажа на свои мобильные устройства, почти столько же (74%) предпочли бы узнавать об изменениях в расписании рейсов через мобильные приложения.

К 2019 году доля аэропортов в мире, которые будут предоставлять информацию о статусе рейса и процессе выдачи багажа напрямую на мобильные устройства пассажиров, возрастет до 72%.

«Самостоятельная регистрация, сдача багажа, получение электронного посадочного талона, самостоятельное перемещение между различными зонами аэропорта — это облегчит жизнь аэропорту, потому что позволит задействовать меньше персонала, а перемещения пассажиров будет легче отследить», — пояснил главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.

С помощью мобильных приложений можно будет не только узнать о номере выхода на посадку или переносе времени вылета, но и перебронировать авиабилет. Сейчас такое решение используется около 21% авиакомпаний мира. Например, голландская KLM (входит в холдинг AIr France-KLM) позволяет перебронировать билеты через WhatsApp, а итальянская Meridiana в случае изменения расписания предлагала пассажирам по SMS или e-mail выбрать новый вариант перелета.

К 2019 году количество авиаперевозчиков, использующих мобильные приложения, SMS-сервисы и чаты для перебронирования, увеличится до 73%.

Тихий аэропорт

Благодаря цифровизации и использованию мобильных устройств для информирования аэропорты смогут отказаться от надоедливых объявлений по громкоговорителю. Концепция «тихого аэропорта» получила распространение прежде всего в Европе.

Идея заключается в том, чтобы сократить шум в здании аэропорта, который у многих пассажиров вызывает лишь раздражение, до минимума, ограничившись объявлениями, касающимися безопасности, и срочными сообщениями.

Среди первопроходцев концепцию «тишины» внедрили аэропорты Хельсинки, Мюнхена, городской аэропорт Лондона, авиахаб в Мумбае.

Тем самым аэропорты стремятся создать спокойную обстановку, в которой пассажиры смогут отдыхать в ресторанах и кафе без надоедливых выкриков громкоговорителей, считает Анжела Гиттенз, гендиректор Международного совета аэропортов (Airports Council International).

Такая политика выгодна тем, что это будет способствовать увеличению неавиационных доходов: по оценке представителя аэропорта в Мюнхене Коринны Борн, благодаря концепции «тихого аэропорта» пассажиры увеличивают время нахождения в терминале, предпочитая приехать заранее.

По пути снижения частоты голосовых оповещений пошли и в московском «Домодедово»: здесь звучат только самые необходимые сообщения. «Объявления в общей зоне носят информационный характер, связанный с правилами провоза предметов в багаже и ручной клади, правилами безопасности, запретом курения: сообщения звучат раз в два часа и формируются системой автоматически», — рассказали в пресс-службе аэропорта.

Шумовое загрязнение имеет экономические последствия: согласно исследованию голландского Национального института здравоохранения и защиты окружающей среды, близость к аэропорту приводила к 50-процентному падению цен на земли под жилищное строительство. В масштабах Нидерландов шумовое загрязнение от аэропортов ежегодно стоило стране около €1 млрд, посчитали составители доклада. Более половины от этой суммы приходилось на аэропорт Амстердама Скипхол.

Снизить шумовое загрязнение в аэропорту помогут и самолеты нового поколения: так, Boeing 787 на 60%, а Airbus A350 на 50% тише во время взлета и посадок, чем схожие модели предыдущего поколения.

Аэропорт как город

Аэропорты станут не только крупными транспортными хабами, но и будут конкурировать с торгово-развлекательными центрами. Те авиахабы, которые имеют масштабный транзитный поток, будут развивать концепцию «аэропорта-города». «Это место, где можно получить полный набор услуг. И парикмахерская, и кинотеатр, и рестораны, и гостиница. Это позволит транзитным пассажирам найти любой вариант времяпрепровождения», — поясняет главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Например, в международном аэропорту Сингапура Чанги, который занимает 13 кв. км и обслуживает ежегодно более 50 млн человек (в 2016 году — 58,7 млн человек), пассажиры могут скоротать время не только в магазинах и ресторанах, но и поплавать в бассейне, расположенном в отеле для транзитных пассажиров в терминале 1, сходить в кино или посетить цветущий сад в терминале 2.

Аэропорты станут мультимодальными транспортными центрами, в здании которых будут располагаться и железнодорожные, и автобусные станции. При этом частично такое происходит уже сейчас: например, пассажирам «Аэроэкспресса» доступна услуга регистрации и сдачи багажа на рейс перед посадкой в поезд.

Впрочем, такое будущее ждет только крупные международные хабы. Небольшие аэропорты будут внедрять эти инновации лишь частично, по мере необходимости, отказавшись от более дорогих инфраструктурных и капиталоемких решений, подчеркнул Гусаров.

Узкофюзеляжный и дальнемагистральный

Основной спрос авиакомпаний в ближайшие 20 лет придется на узкофюзеляжные лайнеры (90–230 пассажиров). По оценке Airbus, мировая потребность в таких лайнерах составит 24 тыс. самолетов в период с 2016 по 2035 год. По оценке Boeing, спрос на такие воздушные суда достигнет 28 140 единиц.

Аналитики обоих авиаконцернов единогласно заявляют, что узкофюзеляжные самолеты составят более 71% от объема прогнозируемого спроса.

Основными покупателями таких лайнеров выступят авиакомпании-лоукостеры, считают в Boeing.

В Airbus также верят в рост спроса на дальнемагистральные самолеты, поскольку к 2035 году количество пассажиров на таких рейсах удвоится и составит около 2,5 млн человек. Лидером по покупкам новых самолетов в ближайшие 20 лет станет Азиатско-Тихоокеанский регион.

Новости и материалы
Москвичам рассказали о погоде 27 декабря
Законопроект о бесплатных продуктах в магазинах внесут в Госдуму весной
Госпитализированный актер Евгений Косырев находится в тяжелом состоянии
Президент Панамы переговорит с Трампом о будущем Панамского канала
В аэропорту Казани из-за ограничений задержаны три рейса
Опрошенные россияне назвали оптимальную для себя стоимость вина
Россиянам рассказали, как обезопасить себя от киберугроз в праздничные дни
Эксперт объяснил необходимость отключения WhatsApp на миллионах Android-смартфонов
Мужчины тратят денег на покупки в видеоиграх значительно больше женщин
Эксперты назвали признаки неоригинального iPhone
Стало известно, сколько россияне потратили на покупку подержанных авто за 11 месяцев
Военный эксперт заявил, что ВС России зачищают плацдарм ВСУ южнее Курахово
Глава МЧС назвал зоны риска стихийных бедствий в следующем году
В России рассказали, что ждет Зеленского после СВО
В Британии заявили, что Кураховская ТЭЦ может стать новой «Азовсталью»
Над российскими регионами за ночь сбили 13 украинских беспилотников
Названа причина снижения цены на красную икру
Американский профессор предсказал трудности Европы из-за Трампа
Все новости