Обещание Дональда Трампа пресечь нелегальную иммиграцию и депортировать миллионы людей дало частной тюремной индустрии самый мощной толчок за последние годы: с ноября, после избрания республиканца 45-м президентом США, акции тюремной компании CoreCivic подскочили на 118%, частной тюрьмы Geo Group — на 83%.
Причины роста популярности частных тюрем довольно очевидны.
Жестокое преследование мигрантов, которое предложил Трамп, будет стоить федеральному правительству от $400 млрд до $600 млрд.
Ужесточение законов и контроля за их соблюдением, более длительное тюремное заключение — для частных тюрем это путь к прибыли. В лице Трампа и выбранного им генерального прокурора, сенатора Джеффа Сешнса, тюремный бизнес получил большую поддержку в Вашингтоне.
«Нам стоит ожидать массового усиления использования системы уголовного правосудия для борьбы с иммиграцией», — заявил Джон Сэндвег, бывший глава иммиграционной и таможенной полиции США. Он также провел параллель с многолетней войной с нелегальным распространением наркотиков в стране, которая привела к массовым лишениям свободы.
Всего несколько месяцев назад перспектива не была столь светлой, отмечает Bloomberg. Августовский доклад министерства юстиции США рекомендовал постепенный отказ от тюремных подрядчиков из-за низкой производительности, недостаточной экономии и уменьшения количества заключенных.
Агентство заявило, что частные тюрьмы более опасны и менее гигиеничны, чем государственные, ссылаясь на большее число случаев нападения, нерациональное использование одиночного заключения и отсутствие надлежащего медицинского лечения.
Легализация марихуаны в нескольких штатах и ослабление конгрессом приговоров за распространение наркотиков вызвали сокращение численности тюремного населения впервые за последние три десятилетия, сообщает The Economist. Это выглядело окончанием государственного эксперимента по использованию частного тюремного бизнеса.
Однако в прошлом году CoreCivic объявила, что тюрьма в городке Милан, штат Нью-Мексико, простаивает, что ставит под удар 300 рабочих мест. Эта тюрьма была настолько важной для городка с населением в 13 000 человек, что сенатор-демократ от Нью-Мексико Том Удол написал письмо, призывая администрацию Барака Обамы пересмотреть позицию по этому вопросу.
Позже CoreCivic подписала новый контракт с министерством внутренней безопасности, которое заявило, что оно будет использовать частных подрядчиков для размещения мигрантов, бежавших из Мексики и Центральной Америки, несмотря на заключение министерства юстиции.
Благодаря приходу Дональда Трампа к власти форпост на 1200 койко-мест, который прежде был карцером для автомобильных воров и торговцев наркотиками, снова открыт.
Bloomberg отмечает, что Geo Group выделила в общей сложности $225 тыс. поддерживающему Трампа фонду Rebuilding America Now и $200 тыс. республиканскому комитету политических действий Senate Leadership Fund. Также Geo Group наняла в качестве лоббистов двух бывших помощников сенатора Сешнса, Дэвида Стюарта и Райана Робишо.
«Политическая деятельность Geo сосредоточена исключительно на поощрении использования государственно-частного партнерства», — заявил представитель компании Пабло Паез.
Джонатан Бернс, представитель CoreCivic, заявил, что компания предоставила «гибкие инновационные решения» для задач, стоящих перед правительством. «CoreCivic не готовит проект лоббирования и продвижения позиции по тем предложениям, политическим мерам и законодательствам, которые определяют основу или продолжительность тюремного заключения индивидуума», — подчеркнул Бернс.
Частные тюрьмы возникли с первых дней войны с незаконным оборотом наркотиков во время президентства Рональда Рейгана.
Законом о борьбе с наркоманией, принятым в 1986 году, предписано обязательное минимальное наказание за распространение небольших доз кокаина. По данным министерства юстиции, в период с 1980 по 2013 год население федеральных тюрем увеличилось почти на 800%, и правительство обратилось к частным подрядчикам, чтобы решить проблему переполненности тюрем.
Сегодня в США в частных тюрьмах содержатся около 23 000 федеральных заключенных — это около 12% от общего числа.
Еще в августе прошлого года предполагалось, что в 2017 году количество заключенных сократится в частных тюрьмах до менее чем 14 200. В целом в США содержатся 20% заключенных всего мира (в то время как население составляет лишь 5% от мирового), отмечает The Guardian.
После окончания войны с наркотиками частные тюремные компании перешли на содержание нелегальных мигрантов. Тенденция усилилась после террористических актов 11 сентября 2001 года, когда законы, требовавшие обязательного задержания мигрантов, подлежащих депортации, начали интерпретироваться в более широком смысле. Правительство стало чаще привлекать мигрантов к уголовной ответственности за то, что раньше считалось гражданским правонарушением. В США ежедневно находится в заключении в среднем 41 000 нелегальных мигрантов — это почти вдвое больше, чем десять лет назад.
По данным Transactional Records Access Clearinghouse, половина уголовных дел в стране сейчас — нарушения иммиграционного законодательства (их доля выше, чем у наркопреступлений).
По данным Bloomberg, стоимость контрактов, выданных Geo и CoreCivic министерством внутренней безопасности, которое отвечает за взаимоотношения с мигрантами, увеличилась на 20% по сравнению с 2009 годом. В то же время количество договоров с министерством юстиции, занимающимся федеральными преступлениями, уменьшилось на 40%.
Geo является крупнейшим субподрядчиком иммиграционно-таможенной полиции с 2013 года, сумма контрактов составляет $900 тыс. CoreCivic с контрактами на $330 тыс. занимает третье место. В конце 2016 года по крайней мере три частные тюрьмы, потерявшие свои контракты с министерством юстиции в течение лета, в том числе исправительный центр в Милане (Нью-Мексико), получили новые контракты на содержание мигрантов.
Трамп заявил, что будет работать с конгрессом над тем, чтобы построить стену на южной границе и установить минимальные сроки тюремного заключения за повторный незаконный въезд в США в два и пять лет. Пятилетний минимальный срок за совершение преступления увеличил бы тюремное население федеральных тюрем до 65 000 заключенных, что, согласно письму Американской ассоциации адвокатов конгрессу, влечет за собой необходимость построить более 20 новых тюрем.