Прокладка российской газовой трубы «Северный поток – 2» противоречит интересам Евросоюза. Об этом говорится в докладе «Стратегия ЕС в отношении сжиженного природного газа и газохранилищ», который был одобрен Европарламентом во вторник, 25 октября, на сессии в Страсбурге.
«Если в противоречие европейским интересам «Северный поток – 2» будет построен, это в обязательном порядке потребует обоснованной оценки доступности терминалов сжиженного природного газа (СПГ) и детальной оценки состояния газового коридора «Север — Юг», — говорится в документе. Парламентарии отводят важную роль СПГ и газохранилищам, а также освоению возобновляемых источников энергии для снижения зависимости от российского газа.
Импорт российского газа в ЕС в 2016 году увеличился на 7% по сравнению с 2015 годом, а доля РФ в общем объеме импорта газа Евросоюзом составила в 2015 году 41%.
«Северный поток – 2» — труба мощностью 55 млрд куб. м, которая должна пройти через Балтийское море параллельно уже действующему «Северному потоку» (его мощность также 55 млрд куб. м) до Германии. Помимо «Газпрома», которому принадлежит 51%, в проекте участвуют германские E.On и BASF, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и французская ENGIE (бывшая Gaz de France). Последняя получила 9%, остальные иностранные участники — по 10%.
Ранее против проекта неоднократно выступали не только несколько стран ЕС, но и Украина, которую ввод в строй «Северного потока – 2» лишит около $2 млрд транзитных доходов в год (он задуман именно как альтернатива поставкам через украинскую территорию). Страны же Европы (такие как Польша, Словакия и страны Балтии) говорят об опасности второго «Северного потока», который усиливает зависимость от российского газа, что противоречит стратегии энергобезопасности ЕС.
Польша, которая опасается, что из-за «Северного потока – 2» могут пострадать интересы потребителей, в конце прошлой недели пригрозила судом странам, которые поддержат проект.
Об этом заявил заместитель главы МИД Польши, министр по европейским делам Конрад Шиманский на страницах Financial Times. Шиманский сравнил проект с троянским конем, который «может дестабилизировать экономику и отравить политические отношения внутри ЕС».
Интересно, что саму Польшу «Северный поток – 2» затрагивает лишь отчасти, так как эта страна получает через украинский транзит менее половины газа, закупаемого у России (в 2015 году 3,7 млрд куб. м из 8,91 млрд куб. м). Таким образом, ввод газопровода в строй конкретно для поляков мало что изменит.
В начале октября представитель Европарламента заявлял «Газете.Ru», что блокировка второго «Северного потока» может стать частью нового пакета антироссийских санкций, связанных с обострением ситуации в Сирии.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков отмечает, что Европа, которая ранее неоднократно обвиняла Россию в политизировании вопроса энергопоставок и в угрозах «энергетическим оружием», теперь сама не стесняется открыто говорить о том, что вопрос газопроводов является именно политическим.
«Другие аргументы явно исчерпались, теперь Европа ищет любые законные способы воспрепятствовать строительству трубы, — комментирует Юшков. — Причем делает это с подачи США».%
США ранее уже заявляли о вредоносности проекта, а американский вице-президент Джозеф Байден мало того что называл его «плохой сделкой», но еще и пытался повлиять в этом вопросе на Швецию (шведы должны дать разрешение на прокладку трубы). При этом, как сообщалось, Байден активно рекламировал американский сжиженный газ.
«США еще в первую волну санкций против России (вызванных присоединением Крыма) планировали включить в них газовую составляющую, — рассказывает Юшков. — Но тогда именно Европа уговорила Штаты ограничиться нефтянкой».
Связано это тем, что российскую нефть заместить легко — в отличие от газа. Сейчас же, по словам Юшкова, Америка торпедирует «Северный поток – 2» через европейскую элиту, которая, с одной стороны, надеется на поставки сжиженного газа (в том числе из США), а с другой — рассчитывает на сохранение украинского маршрута.
Экономический интерес США заключается в том, чтобы, со временем добившись полного прекращения или максимального снижения поставок российских энергоносителей в Европу, создать там дефицит энергоресурсов. И восполнить его самостоятельно.