Чем ближе продажа государственного контрольного пакета «Башнефти», тем ярче проявляется пристрастность некоторых правительственных чиновников. Претендентов на покупку «Башнефти» разделили на «надлежащих» и «ненадлежащих». При этом «Роснефть» твердо относят к «ненадлежащим». Правительственные чиновники пытаются закрепить в массовом сознании представление о том, что «Роснефть» как государственная компания не имеет права участвовать в приватизационном тендере на покупку госпакета акций «Башнефти».
Сначала разберемся с тем, кто из участников тендера контролируется государством. Предложение по участию в приватизации пакета в ПАО АНК «Башнефть» было направлено «ВТБ Капитал» в адрес 36 российских и международных нефтяных компаний и инвестиционных фондов. Из 36 организаций, которым были направлены предложения, 16 контролируются государством:
1. Из 18 российских компаний, которым было направлено предложение, по меньшей мере, 4 прямо или косвенно контролируются государством («Газпром», «Газпром нефть», «Татнефть», «Роснефть»).
2. Из 6 международных нефтегазовых компаний, которым было направлено предложение, 2 контролируются государством, это Eni и Statoil.
3. Все азиатские нефтяные компании, которым было направлено предложение, контролируются государством.
4. Семь из девяти инвестиционных фондов, которым было направлено предложение, контролируются государством. В том числе предложение направлено контролируемому РФ фонду РФПИ, участвовавшему в приватизации пакета в ПАО «АК «АЛРОСА».
Если государственный контроль мешает приватизации, то почему в июле Российский фонд прямых инвестиций, который на 100% принадлежит государству, приобрел вместе с соинвесторами половину выставленного на продажу госпакета ПАО «АК «АЛРОСА»? Или первая сделка «большой приватизации» проходила по каким-то другим правилам? Может быть, теперь, исходя из логики правительственных чиновников, следует пересмотреть результаты июльской приватизации?
РФПИ напрямую контролируется государством, находится на государственном финансировании и оплачивает свои покупки бюджетными деньгами. «Роснефть», которая является публичным акционерным обществом, сама зарабатывает деньги и, к слову сказать, обеспечивает самый высокий в отрасли свободный денежный поток (только в 2015 году компания получила более $12 млрд). Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «Роснефть» формально даже госкомпанией не является.
Похоже, речь идет о субъективной дискриминации одной компании. Собирая «массовку» для проведения тендера по продаже «Башнефти», правительственные чиновники в глубине души знали, кто должен победить. А что если, руководствуясь заявлениями представителей финансово-экономического блока правительства, вообще исключить контролируемые государством компании из списка возможных кандидатов на покупку «Башнефти»? Фактически такое решение будет означать «зеленый свет» «ЛУКойлу». Не его ли они видят победителем?
Избирательный подход, свойственный правительственным чиновникам, мягко говоря, вызывает недоумение. «Роснефть» уже не раз заявляла, что пока нет решения совета директоров компании, в котором, надо сказать, большинство кресел принадлежит менеджерам, представляющим интересы государства, она имеет полное право рассматривать сделки, способные повысить ее капитализацию. Такая позиция отражает интересы акционеров «Роснефти» и в первую очередь, конечно, главного акционера. При этом следует отметить, что с юридической точки зрения — и это подтверждают ведущие специалисты в области предпринимательского и корпоративного права — госкомпанией «Роснефть» не является и ее участие в тендере не противоречит букве закона о приватизации.
Что же касается экономической выгоды, инвестиционные аналитики давно уже называют «Роснефть» оптимальным покупателем «Башнефти», поскольку, как пишут, например, эксперты UBS, «она имеет подтвержденный опыт в создании и монетизации синергий в процессе консолидации ТНК-ВР». Во сколько оценивают «Башнефть» потенциальные покупатели?
1. Президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов говорил в интервью РБК 16 июня, что его компания готова купить «Башнефть» «по разумной цене». «При начале приватизации в январе «Башнефть» стоила $4 млрд, сегодня — уже больше $7 млрд. Такой рост капитализации не показала ни одна компания энергетического сектора. То есть на рынке присутствует спекуляция», — отметил он. При этом Алекперов признал, что при продаже контрольного пакета полагается премия в 10–15%. То есть «ЛУКойл» предлагает за контрольный пакет «Башнефти» $2,3 млрд. Пока это самое скромное предложение.
2. Предварительная оценка госпакета «Башнефти» — $3 млрд, заявил журналистам первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий приватизацию. «Наша была предварительная оценка в $3 млрд. Но нужно дождаться оценщика», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»).
3. Президент «Башнефти» Александр Корсик в ходе годового собрания в конце июня заявил, что справедливая оценка всей компании 500 млрд руб., или $7,5 млрд, то есть $3,76 млрд за 50%.
По запасам нефти для нефтедобывающего комплекса России «Башнефть» — это средняя нефтяная компания. Запасы нефти «Башнефти» в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции выработаны на 81%, при этом качество нефти самое низкое в России. Запасы нефти в Западной Сибири много ниже уровня запасов федерального значения.
Однако извлекаемые запасы месторождений имени Р. Требса и А. Титова составляют 96,8 млн тонн, то есть являются запасами федерального значения. Такие запасы по закону может приобрести только государственная компания. То есть продажа «Башнефти» частным компаниям противоречит государственным интересам.
За январь — апрель 2016 года «Башнефть» переработала 6,8% от всей переработанной в России нефти. При этом было произведено 1,436 млн тонн автомобильного бензина, причем одного из самых высококачественных в России. Доля от общего производства бензина в стране составила 11%. То есть на рынке автобензина в России «Башнефть» является одним из признанных лидеров.
Напомню, что в начале 2016 года из-за падения курса рубля по отношению к евро бензин в России стал самым дешевым в Европе. В этой ситуации внутренний рынок автобензина оказался под угрозой дефицита. Нефтяные компании страны разделились на «экспортеров» и «государственников».
«Экспортеры» побежали с внутреннего рынка бензина на внешний рынок. Оно и понятно — на внешнем рынке цены много выше, соответственно выше и прибыли. Лидером «экспортеров» стал «ЛУКойл», который в январе 2016 года увеличил поставки бензина на экспорт в 6 раз по сравнению с декабрем 2015 года. В партию «экспортеров» вошла и «Башнефть», увеличившая экспорт бензина.
«Государственники» были вынуждены восполнить снижение поставок бензина на внутреннем рынке и сократили экспорт. Лидером «государственников», как всегда, стала «Роснефть». Компания снизила отгрузки бензина на экспорт на треть и увеличила поставки на внутренний рынок.
И из-за продажи запасов нефти федерального значения, и из-за постоянной необходимости стабилизации бензинового рынка России в государственных интересах продажа контрольного пакета акций «Башнефти» косвенно контролируемой государством «Роснефти». Будем надеяться, что к моменту проведения тендера правительство откажется от «двойных стандартов» по отношению к его участникам, выработает четкую позицию и не будет делить кандидатов на «надлежащих» и «ненадлежащих».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.