Можно быстрее
Даже на фоне десятипроцентного падения оборота розницы в 2015 году онлайн-рынок смог показать прирост около 7%, свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). За три года оборот этого сегмента почти удвоился и достиг 1,4 трлн руб. в 2015 году по сравнению с 736 млрд руб. в 2012-м.
Направление продаж онлайн в первом полугодии 2016 года оставалось самым успешным для многих крупных сетей магазинов. О росте выручки в 2,5 раза по этому сегменту объявила на прошлой неделе ГК «Детский мир» (при общем росте выручки на 36%), опережающий рост продаж в интернете отметили в первом полугодии сети «М.Видео» и «Эльдорадо». Двукратное увеличение онлайн-продаж констатирует также Inventive Retail Group, объединяющая сети магазинов цифровой электроники, детских и спортивных товаров.
Первые месяцы 2016 года — одни из лучших в истории российского e-commerce по количеству заказов, подсчитало исследовательское агентство Data Insight.
В первом квартале 2016 года число заказов онлайн выросло на 22%, объем продаж — на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Но этот рост в том числе следствие низкой базы, поскольку в прошлом году в сравнении с предыдущими годами рост сектора замедлился кратно. Если в 2013 году он достигал 34,4%, а в 2014 году — 31%, то в 2015-м — только 6,6%, по данным совместного аналитического исследования за 2015–2016 годы АКИТ, исследовательской компании GFK и некоммерческой организации Ecommerce Foundation. Прогноз на 2016 год — 5,3% роста.
Чтобы дополнительно стимулировать онлайн-торговлю, в Минэкономразвития пока предлагают снять прямые ограничения на продажу ряда товаров: алкоголя и табака, лекарств, ювелирных изделий и продуктов питания. По результатам обсуждения с бизнес-сообществом министерство уже направило в правительство предложения по этому вопросу, сообщила помощник министра экономического развития Елена Лашкина. Но определенного срока их рассмотрения нет, и сказать, когда они могут воплотиться в жизнь, пока трудно.
Если снять существующие ограничения, это могло бы послужить хорошим стимулом для роста, считают в АКИТ. Тогда доля онлайн-торговли в общем объеме ритейла уже в этом году выросла бы с 4 до 5%, прогнозируют там.
Однако не все ведомства согласны на послабления в законодательстве. Например, Минздрав выступает против продажи алкогольных напитков онлайн. Благодаря принятым ограничительным мерам потребление алкоголя снизилось c 14,3 до 10,5 л на душу населения с 2009 по 2015 год, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства. Снятие запрета может нивелировать эффект, а кроме того, онлайн-продажи сопряжены с нежелательной рекламой алкогольных напитков, воздействующей на неопределенный круг лиц, в том числе детей, считают в Минздраве.
Почему китайцам в России торговать хорошо
Отсутствие границ в онлайн-сегменте требует от правительства особого внимания к условиям работы отечественных игроков по сравнению с зарубежными, считают эксперты. Иностранные сайты, пользуясь пробелами в законодательстве, делают потребителям более выгодные предложения, отмечает руководитель комитета АКИТ по стандартизации Александр Логунов.
«А именно: они не обязаны соблюдать закон «О защите прав потребителей», исполнять гарантийные обязательства, нести издержки по сертификации продукции и, что самое главное, платить ввозные пошлины и НДС», — перечисляет он. Если ситуация не изменится, то в ближайшие годы будет нарастать объем покупок россиян в зарубежных магазинах, опасается Логунов, поэтому тема выравнивания конкурентных условий остается сейчас самой актуальной.
Данные аналитического исследования АКИТ подтверждают, что объем покупок россиян в иностранных магазинах растет обгоняющими темпами по отношению к общему объему их закупок онлайн.
Так, с 2013 по 2015 год он почти утроился, с €1,2 млрд до €3,1 млрд. В основном это происходит за счет повышенного интереса к товарам из Китая: если в 2013 году на эту страну приходилось 40% заказов из России, то в 2015-м — уже 80%.
Среднегодовые затраты россиянина в интернете исследование оценивает в €685 в 2015 году. Общий объем рынка в евро составляет €20,5 млрд, то есть на покупки в российских магазинах приходится около €17,4 млрд.
Разница в темпах роста между российским и зарубежным направлениями шопинга онлайн сохраняется и в этом году и сохранится в ближайшие годы (если только не будет серьезных ужесточений правил кроссбордерных покупок, притом не столько в части пошлин и налогов, сколько в части усложнения процедуры прохождения таможни), полагает партнер компании Data Insight Борис Овчинников.
По оценкам Data Insight за 2015 год, на долю зарубежных покупок пришлось 34% от всех российских онлайн-заказов материальных товаров (82 млн из 242 млн), при этом в денежном выражении доля кроссбордера — только 20%, 160 млрд из 806 млрд руб. «Дело в том, что средний чек для кроссбордерных покупок за счет китайского направления, и в первую очередь «Алиэкспресса», примерно в два раза ниже, чем для внутрироссийских покупок», — поясняет Овчинников.
Проблема заключается не только в регулировании, но и в недостаточном ассортименте товаров с российской стороны, считает председатель совета директоров международного торгового портала «Глобалрустрейд» Анна Нестерова. «Если взглянуть на ту же Alibaba, мы увидим, что это в основном экспортные сделки преимущественно по потребительским товарам. А какие потребительские товары Россия может предложить на экспорт?» — удивляется она.
Промышленные товары, которыми наша страна могла бы торговать за рубежом, продаются по-другому: офлайн-сопровождения избежать довольно сложно, особенно если продукция или бренд неизвестны во всем мире. «Требуется достаточно длительный переговорный процесс, и электронные площадки не смогут здесь помочь. Нужно альтернативное решение», — говорит Нестерова.
Самой популярной у покупателей в товарном сегменте остается одежда, на втором месте — продукты IT, на третьем — обувь, говорится в исследовании АКИТ. В список популярных в интернете товаров попали также продукты для дома и сада, здоровья и красоты, спортивные аксессуары и электроника, игрушки, продукты питания. В сфере услуг больше половины продаж приходится на сферу туризма: бронирование билетов и номеров в отелях.
Плохая инфраструктура — значит плохая торговля
По сравнению с Европой сектор онлайн-торговли в России еще довольно мал. Его среднеевропейская доля в ВВП — 2,6% в 2015 году, в России — только 1,8%. Если в Европе покупки в сети делают больше половины пользователей, то в нашей стране — только треть.
Это может быть связано прежде всего с уровнем проникновения самого интернета, говорит Александра Савина, директор по стратегическому маркетингу компании «Юлмарт»: качественный стабильный доступ есть не везде. К этому прибавляются проблемы с онлайн-оплатой: население еще не доверяет таким платежам, особенно в регионах.
Наконец, развитие сектора тормозит низкий уровень обслуживания клиентов. Зачастую только крупные игроки могут позволить себе качественную логистику и квалифицированный персонал, отмечает Савина. «Для сохранения и увеличения темпов роста электронной торговли в первую очередь необходимо создавать современную инфраструктуру, которая сможет обеспечить проникновение интернета вглубь страны», — говорит она.
Главным барьером для развития интернет-торговли в стране остается наша большая территория, считает гендиректор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский.
«Последняя миля до покупателя — один из самых непростых вопросов в нашем бизнесе. Но несмотря на это, крупные онлайн-игроки продолжат территориальную экспансию и силами своей логистики будут стараться дотянуться до самых удаленных городов», — говорит он. Поэтому сектор будет расти темпами около 15% ежегодно, прогнозирует Славинский.
Еще более оптимистичной точки зрения придерживается гендиректор OZON.Ru Дэнни Перекальски. В этом году рынок будет расти темпами около 10%, а с 2017 года можно ожидать улучшений с постепенным восстановлением до уровня 20% роста ежегодно, считает он.
Развитию онлайн-торговли в России сегодня ничто не мешает, полагает он, главное — осведомленность о возможности делать выгодные и удобные покупки онлайн. Хотя некоторые товары, такие как алкоголь и лекарства, должны быть под особым контролем, чтобы избежать подделок.