Власти Донецкой народной республики поставили российскую металлургическую компанию «Мечел» перед выбором: либо ДНР забирает в государственную собственность неработающий Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ), принадлежащий «Мечелу», либо российская компания возобновляет работу предприятия и создает рабочие места.
Завод ДЭМЗ, который полностью принадлежит «Мечелу», прекратил работу еще в декабре 2012 года.
ДЭМЗ долгое время входил холдинг «Эстар» российского предпринимателя Вадима Варшавского. Но из-за долгов перешел в собственность российской «Альфа-групп», у которой в свою очередь «Мечел» в 2011 году выкупил завод за $537 млн. При этом оплата сделки должна была производиться в период с 2011 по 2018 год равными ежемесячными долями. Таким образом, «Мечел» еще не расплатился со структурами «Альфа-групп» за ДЭМЗ.
«Если «Мечел» будет претендовать на возврат предприятия, они должны будут компенсировать все затраты республики по его запуску. Они также должны будут гарантировать бесперебойную работу предприятия и работу минимум 700 человек, которые трудились на заводе на 2012 год», — сообщил и.о. министра промышленности и торговли ДНР Алексей Грановский «Газете.Ru».
При этом власти ДНР предпочитают не называть этот процесс национализацией.
«Кто говорит о национализации? Такого слова не произносилось, и речи о национализации не идет! Речь идет о введении внешнего управления на брошенное бесхозное имущество», — подчеркнул Грановский.
О введении временной государственной администрации на заводе ДЭМЗ стало известно 21 июля. Об этом сообщил «Мечел», отметив, что, «по предварительной оценке компании, для «Мечела» существует риск утраты контроля на неопределенный срок над любой будущей производственной и коммерческой деятельностью ДЭМЗ». В «Мечеле» заявили, что проводят юридическую экспертизу и готовы принять «все меры для защиты своих прав и интересов в установленном законом порядке».
На предприятии уже начала работу инвентаризационная комиссия, которая описывает все имущество. «Сейчас на завод введен внешний администратор, а государственное предприятие только формируется, идет процесс его регистрации в ДНР, утверждения штатного расписания», — рассказал Грановский.
По его словам, на базе ДЭМЗ планируется создать госпредприятие «Юзовский электрометаллургический завод».
Ранее Грановский на встрече с Профсоюзом работников металлургической промышленности отметил, что открытие запланировано «в течение двух — максимум трех месяцев» и добавил, что «это решение совет министров уже принял». Соответствующее распоряжение было подписано председателем совета министров ДНР Александром Захарченко 25 июня текущего года и опубликовано 14 июля.
В 2012 году причиной временного закрытия ДЭМЗ называлась неблагоприятная ситуация на рынке лома: цены на сырье росли, что привело к росту издержек производства и снижению рентабельности предприятия.
«Ситуация на рынке лома стала лучше, дефицит сократился, но рынок лома очень волатилен — в течение недели цены колеблются на 10–20%. По фундаментальным факторам завод неконкурентоспособен», — отмечает эксперт БКС Кирилл Чуйко.
Возобновление работы завода, будь то под управлением «Мечела» либо под эгидой представителей ДНР, будет сопряжено с целым рядом нерешенных вопросов. «Возникают вопросы и финансирования оборотного капитала, и источников закупки лома, и каналов сбыта, и заключения трейдинговых соглашений», — поясняет аналитик.
Национализация в ДНР
Похожая схема передачи в госсобственность была применена и к другим предприятиям, расположенным на территории ДНР: Горловском машиностроительном заводе, Донецком заводе горных машин и Докучаевском флюсо-доломитном комбинате. Предприятия на момент распоряжений стояли или уже работали под управлением ДНР с 2015 года, поэтому громкого конфликта вокруг них не случилось.
Главной задачей национализации, или передачи имущества в госсобственность, в самопровозглашенных республиках ДНР и ЛНР является попытка выстроить свою собственную базу налогообложения.
Сейчас львиная часть работающих крупных промышленных предприятий зарегистрирована на Украине, платит налоги на Украине и все финансовые операции проводит в украинской финансовой системе. Связь с ДНР и ЛНР — только заработная плата сотрудников, выплачиваемая в гривне на карты украинских банков.
Разговоры о национализации начались прошлой зимой, когда было объявлено о создании в Донецке министерства промышленности и торговли во главе с Алексеем Грановским. Правда, министерство создали и… тут же распустили. Всю весну о национализации ничего не было слышно, пока 24 июня 2016 года народный совет ДНР вдруг не проголосовал за законопроект «О защите имущества и имущественных прав», после чего министерство промышленности и торговли оперативно восстановили.
Любопытно, что текст закона, который сопровождался списком нежелательных персон, которым запрещен въезд в ДНР (в их числе украинский бизнесмен Ринат Ахметов), нигде не опубликован. Позднее Украина заявила, что начало национализации промышленности будет означать конец минских соглашений.