Московский городской суд 1 июля отменил домашний арест основного владельца и председателя совета директоров аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика, сообщил «Газете.Ru» представитель суда.
«Сегодня состоялось кассационное рассмотрение жалобы адвокатов и представление прокуроров в президиуме Мосгорсуда. Постановлением президиума жалобы были удовлетворены и мера пресечения в виде домашнего ареста Дмитрия Каменщика была отменена», — отметил представитель суда.
По его словам, решение об отмене домашнего ареста вступает в силу с момента оглашения. Каменщик лично на заседании не присутствовал, добавил он.
Также Мосгорсуд постановил прекратить уголовное судебное производство.
«А само уголовное дело суд не в компетенции закрывать, это уже вопрос к следственным органам. Закрыто именно судебное производство. Кассационная инстанция — последняя инстанция. Можно подать на обзорную жалобу в Верховный суд, но это вопрос к следственным органам, они выступали против», — пояснил представитель Мосгорсуда.
В сообщении Домодедово отмечается, что позиция аэропорта остается прежней: ни аэропорт, ни его менеджеры, ни конечный бенефициар не являются виновными и не несут юридической ответственности за совершенные террористом действия.
«Стоит еще раз обратить внимание на тот факт, что аэропорт Домодедово, так же как и пострадавшие при теракте, признан потерпевшим», — говорится в заявлении аэропорта.
Дмитрий Каменщик был задержан правоохранительными органами 18 февраля текущего года по делу о теракте, который произошел в аэропорту 24 января 2011 года. На следующий день после задержания суд удовлетворил ходатайство Следственного комитета (СК) отправить Каменщика под домашний арест, а не в СИЗО.
По мнению СК, руководство аэропорта внедрило новую систему досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, что привело к увеличению степени уязвимости аэропорта.
После теракта в 2011 году Дмитрий Медведев, который тогда был президентом, потребовал от правоохранительных органов выяснить, кто является конечными владельцами Домодедово, и привлечь их к уголовной ответственности. СК возбудил уголовное дело по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту Домодедово. Но вопрос о том, кто является фактическими собственниками аэропорта, оставался открытым: на протяжении нескольких лет СК отчитывался о том, что установить их не удается. «Мы знаем этих людей, но они говорят, что они не собственники», — заявлял в 2014 году председатель ведомства Александр Бастрыкин.
Одно из основных требований российских властей заключалось в том, чтобы владельцы московских аэропортов были известны и были зарегистрированы в России.
«Необходимо, чтобы все участники проекта находились в российской юрисдикции, с известными бенефициарами», — заявил в 2013 году Владимир Путин, вновь ставший к тому времени российским президентом.
На протяжении всего этого времени неоднократно возникали слухи о возможной национализации активов Домодедово. Дело в том, что у российских властей была идея объединить активы московского авиаузла. При этом бенефициар Домодедово Дмитрий Каменщик был раскрыт только в 2011 году, когда аэропорт планировал разместить на Лондонской фондовой бирже в рамках IPO около 15% акций.
Слухи о желании российских властей национализировать Домодедово появились вновь, когда летом 2015 года СК снова возбудил дело, на этот раз в отношении экс-главы российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрея Данилова и бывшего директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова и «иных неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса «Домодедово». Позже СК уточнил, что интерес правоохранительных органов будет обращен в том числе на Дмитрия Каменщика и Валерия Когана, по мнению следственных органов, являющихся фактическими владельцами Домодедово.
В феврале 2016 года следствие направило ходатайство об аресте Тришиной, Данилова и Некрасова. И несмотря на то, что прокуратура выступила против заключения фигурантов в СИЗО, суд просьбу следователя удовлетворил.
«При решении вопроса о мере пресечения могут учитываться различные обстоятельства, поэтому теоретически компенсация ущерба могла бы быть учтена. Однако, исходя из формулировок, вероятнее всего, суд посчитал незаконным избрание меры пресечения в виде домашнего ареста независимо от начала выплаты компенсации пострадавшим. Постановление Мосгорсуда вступает в силу немедленно, поэтому освобождение из-под домашнего ареста возможно сразу после получения постановления», — пояснил «Газете.Ru» партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич.
В мае текущего года Домодедово объявило о создании фонда для выплат пострадавшим при теракте 2011 года. После этого семьи погибших отозвали иски к руководству Домодедово из Европейского суда по правам человека. К 1 июля фонд «Авиационный» оказал помощь 122 потерпевшим на сумму более 91 млн руб.