Наблюдательный совет Внешэкономбанка, первый после смены руководства, прошел в закрытом режиме. Но во вступительной части премьер-министр и глава набсовета Дмитрий Медведев рассказал о стратегии развития ВЭБа и ключевых проектах из кредитного портфеля. Он напомнил, что кредитный портфель был разработан в 2014 году и «в значительной мере утратил свою актуальность». По нескольким причинам — из-за ухудшения внешнеэкономических условий, снижения суверенных рейтингов и невозможности рефинансирования внешнего долга.
«Все это среди прочих факторов привело к сложностям в деятельности банка, истощило запас финансовой прочности структуры», — признал премьер.
Медведев не уточнил, какие именно факторы подорвали финансовую устойчивость ВЭБа, но они общеизвестны. ВЭБ фактически взял на себя риски по кредитованию политически мотивированных проектов, окупаемость которых эксперты изначально ставили под сомнение. В первую очередь речь идет об олимпийских стройках и программе развития Сочи. На это было потрачено порядка 1,5 трлн руб.
Часть кредитов, судя по всему, вернуть не получится. Еще в 2014 году ВЭБ сработал в убыток — 250 млрд руб. За первое полугодие 2015 года убыток составил более 73 млрд руб. Ранее ВЭБ запросил у правительства финансовой поддержки на 1,2 трлн руб. Но эти «хотелки» не были поддержаны. В результате ВЭБу было обещано только 150 млрд руб. Эта сумма зафиксирована в антикризисном плане правительства, напомнили «Газете.Ru» в Минэкономразвития.
Несмотря на то что ВЭБ пребывает в предбанкротном состоянии, правительство намерено сохранить за ним функции «ведущего института развития». ВЭБ, по словам Медведева, будет и дальше участвовать в финансировании крупных проектов в самых разных отраслях — и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и на транспорте, и в энергетике. «То есть в этом смысле целевые задачи для банка остаются неизменными», — подтвердил премьер. И предложил набсовету обсудить предоставление кредитных линий нескольким крупнейшим заемщикам.
Например, «Трансмашхолдингу» будет выделено 27,5 млрд руб.
«Средства должны пойти на финансирование лизинговых поставок нескольких сотен вагонов Московскому метрополитену», — сказал Медведев, добавив, что это долгосрочный инвестиционный проект, который реализуется также и за счет средств ФНБ.
По данным Reuters, «Трансмашхолдинг» подавал заявку в ВЭБ на 100 млрд руб. на финансирование производства вагонов по двум контрактам, заключенным в 2014 году. Первый контракт на сумму 144 млрд руб. предполагает поставку и обслуживание 832 вагонов метро, второй — 768 вагонов на сумму более 130 млрд руб.
Также набсовет ВЭБа рассмотрел финансирование ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, а также одобрил сделку по приобретению ВЭБом дополнительного выпуска акций Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства на 30 млрд руб. «Стопроцентный пакет акций МСП банка, принадлежащий ВЭБу, будет внесен в качестве вклада в уставный капитал этой корпорации, в результате этот капитал повысится с нынешних 50 до 80 млрд руб.», — добавил премьер.
Были рассмотрены и другие сделки, например, о необходимости пополнения оборотных средств концерна «Тракторные заводы».
Реформы коснутся и «дочек» ВЭБа. Новому главе банка Сергею Горькову, пришедшему из Сбербанка в феврале, поручено провести аудит, очистить балансы банка от непрофильных активов и «масштабнее переходить на использование механизма проектного финансирования». Премьер Медведев поручил новой команде управленцев ВЭБа отразить эти моменты в новой стратегии развития банка. Документ планируется подготовить к июню.
Ранее сообщалось, что Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) будет отделен от ВЭБа (согласно законопроекту, единственным акционером РФПИ становится государство, а форма собственности меняется с общества с ограниченной ответственностью на акционерное общество). «Отделение фонда от ВЭБа выглядит логичным. Фонд де-факто является автономной структурой. Поэтому юридическому разделению организаций не будут противиться ни в команде нынешнего гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева, ни в команде Сергея Горькова», — говорит федеральный чиновник.
К Дмитриеву и его команде отношение положительное. Фонд в этом году будет отчитываться о результатах первых пяти лет работы. Произойдет это в июне на Петербургском экономическом форуме, который обычно проходит с участием президента Владимира Путина.
Пока к этому моменту работа РФПИ не вызывает нареканий, утверждает источник.
Еще одна «дочка» ВЭБа — Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) — сможет активнее продвигать российские проекты за рубежом и развивать экспортно ориентированные производства на территории России. Лимит страховой ответственности ЭКСАР увеличен до $10 млрд.
Но сейчас главное в реформе ВЭБа — кто будет ее проводить, то есть кадровый вопрос. «Поиск людей в новую команду ВЭБа продолжается, — говорит источник «Газеты.Ru» на банковском рынке. — Особый интерес представляют люди, работавшие с Германом Грефом еще в те времена, когда он возглавлял Минэкономразвития.
Эти управленцы характеризуются на рынке как самые сильные.
За последние десять лет они демонстрировали самые высокие показатели KPI и объективно оценивали ситуацию в российской экономике».
«Команда Горькова сейчас занята отбором людей, с которыми банку в его новом виде будет по пути. С остальными придется расстаться», — рассказывает источник на банковском рынке и подтверждает источник в ВЭБе. Список по топ-менеджерам формируется, и скоро будет объявлено о новых кадровых перестановках, в том числе и в дочерних структурах ВЭБа».
Кадровые перестановки касаются в первую очередь среднего и высшего звена. «Директорам многих департаментов было предложено уйти или «отгулять» свои отпуска, — рассказывает источник в ВЭБе, — причем просьба касалась не только «профильных» департаментов, но также и технического и IT-департаментов».
Новая команда и стратегии не спасут ВЭБ от политически мотивированных проектов, утверждает эксперт одной из консалтинговых компаний, обслуживающих госкорпорацию.
«Столь масштабных долгов, которые возникли из-за сочинской Олимпиады, уже не будет. Но это не значит, что новые невозвратные долги будут менее проблемными. Бюджет сокращается, доходы упали, а обслуживание политических амбиций по-прежнему будет дорого обходиться экономике», — говорит эксперт.
Кроме того, власти как-то подзабыли, что ВЭБ как институт развития должен не только кредитовать «стройки века», но и развивать конкуренцию. А с этим в России беда, так как за время кризиса госсектор только разросся, отмечает эксперт.