Выручка группы «Аэрофлот» по МСФО в 2015 году составила 415,17 млрд руб., что на 29,8% больше, чем в 2014 году. Выручка от регулярных пассажирских перевозок в 2015 году увеличилась на 35,4% и составила 343,43 млрд руб., выручка от чартерных перевозок снизилась на 59,1%, до 6,15 млрд руб. Грузовые перевозки принесли группе в 2015 году выручку в размере 9,6 млрд руб., что на 10,5% больше, чем годом ранее.
Показатель EBITDA вырос в 2,4 раза, до 58,7 млрд руб., рентабельность по EBITDA поднялась с 7,8 до 14,1%.
Чистый убыток группы за отчетный период составил 6,5 млрд руб., что в 2,6 раза ниже, чем в 2014 году. Среди дочерних компаний в плюсе оказалась только авиакомпания «Аврора» (выполняет дальневосточные перевозки) с чистой прибылью 137 млн руб. Остальные получили убытки: «Россия» — 3,312 млрд руб., «Оренбургские авиалинии» – 1,529 млрд руб., «Донавиа» — 398 млн руб., «Владавиа», прекратившая деятельность, также продолжает генерировать бумажные убытки, они составили 511 млн руб. Примечательно, что низкобюджетный авиаперевозчик «Победа», запущенный совсем недавно, получил убыток всего 80 млн руб., то есть относительно близок к рентабельности.
При этом, по подсчетам «Аэрофлота», скорректированная чистая прибыль группы достигла 25,78 млрд руб.
«На финансовый результат за 2015 год существенно повлияли курсовые убытки, связанные с падением курса рубля к доллару США, и переоценка производных финансовых инструментов», — говорится в отчете «Аэрофлота». Также списание долга авиакомпании «Трансаэро» и ее дебиторской задолженности составило внушительные 16,81 млрд руб.
Как сообщалось, осенью прошлого года правительство приняло решение, что авиакомпания «Трансаэро», столкнувшаяся с серьезными финансовыми трудностями, будет подвергнута банкротству. Именно «Аэрофлот» контролировал процесс перевозки пассажиров «Трансаэро», осуществляя все платежи, связанные с полетами.
«На 31 декабря 2015 года группа признала резерв под обесценение финансовой дебиторской задолженности авиакомпании «Трансаэро» за перевозку пассажиров, заправку авиатопливом, а также наземное обслуживание и обслуживание на трассе в сумме 6,4 млрд руб.», — говорится в отчетности «Аэрофлота».
Общий долг на 31 декабря 2015 года составил 233,73 млрд руб. против 174,309 млрд руб. на 31 декабря 2014 года. Чистый долг вырос на 34,3%, до 146,8 млрд руб. «В основном за счет увеличения кредитов и займов, а также переоценки обязательств по финансовому лизингу», — поясняет в отчете компания.
При этом отношение чистого долга к EBITDA за год сократилось с критических 5,9 до приемлемых 3,4.
Отчетность «Аэрофлота» порадовала инвесторов. Цена акций на Московской бирже в течение дня доходила до 61,37 руб. за штуку, что на 7,5% выше вчерашней цены закрытия.
«Убыток группы в основном технический, связанный с переоценкой по финансовым инструментам и убыткам от хеджирования топлива. Об убытке все знали, это не сюрприз. В целом финансовые результаты лучше ожидаемых, если мы говорим о выручке, EBITDA, да и убыток лучше, чем ожидал консенсус. Поэтому и растет бумага на бирже», — отметил старший аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.
Он добавил, что группа продолжает наращивать долю на рынке, «но это происходит не за счет демпинга, мы видим, что растут операционные показатели и показатель доходности на пассажира. Это значит, что ценообразование не страдает от роста пассажиропотока, что при текущих рыночных условиях достаточно сложная задача».