Реальные доходы россиян в январе 2016 года упали на 6,3% в годовом измерении. Таким образом, после короткого замедления темпов снижения в декабре спад возобновился. С сопоставимой скоростью доходы граждан России падали в октябре-ноябре 2015 года.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в январе 2016 года, по оценке Росстата, составила 32,1 тыс. руб. в месяц и, по сравнению с январем прошлого года, выросла на 3,1%. Однако этот подсчет касается только номинальной зарплаты. Реальная (покупательная способность номинальной. — «Газета.Ru») — упала на 6,1%.
Снижение резкое, но тем не менее неожиданным его назвать нельзя, отмечает аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Мы находимся в глубокой стадии кризиса, и у нас нет реальных инструментов борьбы с ним, несмотря на оптимистичные заявления правительства», — говорит она.
Падение обусловлено как негативными ожиданиями населения, так и реалиями рынка: цены растут, зарплаты падают, многие бизнесмены разоряются, а наемные работники теряют места.
Яркий пример — Москва, где многие в начале года лишились работы в результате борьбы с палатками. В целом в 2016 году, по мнению Суслиной, продолжится спад, хотя в феврале возможно сезонное сглаживание динамики. «Если раньше говорили, что возможен рост, сейчас все однозначно склоняются к тому, что роста [экономики] не будет. Естественно, это сказывается на доходах населения», — говорит она.
Россиян, судя по последним опросам Левада-центра, пессимистичными прогнозами экспертов удивить уже нельзя.
Мониторинг восприятия экономической ситуации в декабре-январе показывает, что рост цен и обнищание широких слоев населения воспринимаются как главная угроза. Так считают уже 53% граждан России
(против 49% год назад). Число россиян, опасающихся экономического кризиса, значительно выросло за год: его теперь боятся 49% россиян (против 29% в январе 2015 года).
В сравнении с декабрем провал выглядит почти катастрофическим: зарплаты рухнули более чем на 50%, но главный экономист ING Дмитрий Полевой не советует изучать данные в измерении «месяц к месяцу»: они идут без сезонной корректировки. «Традиционно в декабре идут премии, зарплаты, а в январе они падают. Кроме того, сам показатель реальных доходов волатилен из-за того, что Росстат потом его досчитывает исходя из данных по расходам», — объясняет экономист.
С точки зрения оценки тренда лучше смотреть на зарплаты, говорит он. «Учитывая то, что пенсии сильно не повышаются, не вносят искажений, динамика зарплат хорошо показывает динамику общих доходов. Мы видели улучшение в годовом выражении», — отмечает он. Но цифры здесь сильно зависят от базы, а в декабре 2014 года, с которым сравнивали декабрь 2015-го, падение зарплат было ниже, чем в январе прошлого года. Поэтому если эффект базы устранить, то падение достаточно сильное, подчеркивает эксперт.
Улучшения тенденции пока не видно. «Роста нет, вряд ли, в следующем году он тоже под вопросом»,
— отмечает он. Оптимисты основывают свои предположения на росте номинальных зарплат, а также на том, что показатели может улучшить снижение инфляции. Но драйверов для роста зарплат нет: экономика в рецессии, спрос падает, ситуация на рынке труда ухудшается.
«Темпы падения [доходов] могут снизиться, наверное. Но повышения, конечно, никакого не будет — это уже очевидно — и в этом году и, возможно, в следующем», — соглашается замглавы Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер. Минэкономразвития ожидает, что в 2016 году ВВП вырастет на 0,7% (официальный прогноз). Большинство экспертов, однако, ожидают падения российской экономики. Международное рейтинговое агентство Moody's 18 февраля ухудшило прогноз по спаду ВВП России в 2016 году до 2,5% (ранее ожидало 1% спада).
«В экономике доходы из ничего не получаются. Будет падение, но, скорее всего, умеренное», — заключает Гонтмахер.