Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В новый год без турок

Как турецкие компании вытесняют из России

Турецкие компании, которые хотят остаться в России на фоне санкций, срочно начали переоформлять бизнес на российских граждан и юрлица, не связанные с Турцией. Другие предпочли занять выжидательную позицию. Компаниям, занимающимся определенными видами деятельности, не будут запрещать выполнять уже заключенные контракты, но подписать новые соглашения им вряд ли удастся.

С наступлением 2016 года деятельность турецких компаний в России усложняется. Это приведет к постепенному сокращению импорта услуг из Турции в Россию. По данным Минэкономразвития, объем импорта турецких услуг в Россию по итогам 2014 года составил $9,7 млрд, из них $6,6 млрд приходится на туризм, а $2,6 млрд — на строительство.

Отношения между Россией и Турцией обострились после того, как 24 ноября турецкие военно-воздушные силы сбили российский Су-24, который входил в состав российской авиагруппы в Сирии. В ответ официальная Москва приняла ряд санкционных мер в отношении Турции: с 1 декабря был введен запрет на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией, с 1 января заработал запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из Турции, российским работодателям запрещено нанимать работников из числа граждан Турции (за исключением ряда компаний, которым это разрешено), туроператорам запрещено продавать путевки в Турцию, усилен контроль за деятельностью турецких автоперевозчиков и портовый контроль в Азово-Черноморском бассейне.

Помимо этого российские власти разработали проект постановления, запрещающего турецким гражданам или юрлицам вести определенные виды деятельности в России.

Согласно постановлению, опубликованному 30 декабря и вступившему в силу 1 января, ими стали туристический и гостиничный бизнес, строительство, а также выполнение государственных и муниципальных заказов.

Турцию выживают со стройки

О том, что в список запрещенных видов деятельности, скорее всего, попадет строительный бизнес, заговорили почти сразу после инцидента с российским Су-24. Спустя два дня министр строительства и ЖКХ Михаил Мень не исключил ухода турецких компаний с российского строительного рынка, поскольку «доверие к ним как к партнерам подорвано». Во второй половине декабря вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что в правительстве готовят также список тех турецких застройщиков, которые продолжат работать в России после введения антитурецких санкций.

Список был обнародован за несколько дней до нового года, и в него попали крупнейшие турецкие строительные компании, работающие в России, — Enka, Esta Construction, Renaissance Construction, Ant Yapi и другие.

Однако в постановлении говорится не о том, что этим турецким компаниям будет разрешено продолжить работу на российском рынке, а о том, что им будет разрешено продолжить после 1 января нанимать турецких рабочих. При этом документ содержит оговорку, что численность турецких работников в этих компаниях с 1 января 2016 года не должна превышать численность работников из числа граждан Турецкой Республики на 31 декабря 2015 года.

Некоторые крупные турецкие строительные компании в список российского правительства не вошли — это Costa Group, Mimsa Construction, IC Ictas и Odak Group. Учредителями российских юрлиц, работающих под этими брендами, выступают турецкие граждане. У нескольких из них имеются незавершенные проекты в России.

Так, турецкая IC Ictas участвует в ряде крупных инфраструктурных строек в России. Ее совместное с итальянской компанией Astaldi предприятие выступает генподрядчиком участка платной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км. Это же СП, которым владеют на паритетной основе итальянская Astaldi и турецкая IC Ictas, было выбрано в 2011 году генподрядчиком на выполнение работ первой очереди проекта развития аэропорта Пулково.

IC Ictas участвует также в строительстве центрального участка Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (АО «ЗСД»), принадлежащего комитету имущественных отношений Северной столицы.

Другая турецкая строительная компания, не вошедшая в список, Costa Group (ООО «Коста», учредителем которого и владельцем выступает Чалгюнер Иззет Джемил) занимается строительством ростовского пятизвездочного отеля Sheraton (девелопер — «Группа Мегаполис»), который планируется сдать в эксплуатацию в конце 2016 года в рамках подготовки города к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Начатое строительство все турецкие компании могут завершить.

Как пояснили в Минэкономразвития, запрет не распространяется на те контракты, которые были заключены до вступления в силу постановления. Но им вряд ли удастся сохранить свое присутствие на российском рынке после завершения текущих проектов.

Турецкий туризм меняет юрлица

Действие «дедушкиной оговорки» — так называется принцип нераспространения законодательных нововведений на уже заключенные контракты — мало чем может помочь турецким компаниям, занятым в туристическом и гостиничном бизнесе. Если строительные компании заключают один контракт на долгий срок и работают в рамках соглашения несколько лет, то в турбизнесе каждый новый клиент — это новый контракт, и таковых у крупных туроператоров — несколько тысяч ежедневно. С 1 января им запрещено заключать новые контракты.

В результате московская гостиница «Swissotel — Красные Холмы» приостановила оказание услуг по размещению и ресторанному обслуживанию гостей. Зданием гостиницы владеет турецкая строительная компания Enka, но формально владельцами являются швейцарское и нидерландское подразделения Enka.

К тому же после публикации постановления 30 декабря Ростуризм исключил из единого реестра туроператоров 19 юрлиц, часть из которых работала на рынке под брендами «Пегас Туристик», Anex Tour, Coral Travel, Sunmar Tour. При этом из всех исключенных туроператоров очевидные турецкие корни имеют в настоящее время только два туроператора — Coral Travel и Sunmar Tour, учредителем и владельцем которых выступает стамбульский холдинг OTI Holding.

В преддверии новогодних каникул это сообщение вызвало панику у участников туррынка. Все уже заключенные контракты с туристами туроператоры обязались выполнить, а в течение 31 декабря большинство из них в срочном порядке стало переоформлять свою основную деятельность на другие юридические лица, которые не были вычеркнуты из реестра. Помимо этого туроператоры заявили о том, что собирают документы для подачи в Ростуризм с целью восстановиться в реестре. Ростуризм в свою очередь подтвердил такую возможность: для того чтобы вновь получить разрешение на туроператорскую деятельность, им необходимо доказать, что среди бенефициаров нет турецких граждан и юрлиц.

В течение новогодних праздников явных сбоев в работе этих туроператоров не было. Но теперь перед туроператорами стоит непростая задача вернуть доверие клиентов: испуганные введенным запретом агентства и туристы могут резко сократить число бронирований у исключенных из реестра туроператоров из-за неуверенности в том, что после окончания праздников в отношении тех туроператоров, которые не смогут доказать отсутствие турецких бенефициаров, не будут ужесточены меры. Это чревато возникновением нехватки оборотных средств для продолжения ведения деятельности в конце января.

Виза в Россию

Помимо этого с 1 января 2016 года Россия ввела визовый режим для граждан Турции. Результат этого нововведения не заставил себя долго ждать. Из-за отсутствия необходимого количества виз у летных экипажей турецким авиакомпаниям Pegasus и Onur Air пришлось приостановить полеты в Россию. При этом официально объявлено об этом было спустя неделю после фактического приостановления полетов.

Первые дни января Pegasus объясняла отмены рейсов из Турции в Россию сильным снегопадом в районе Стамбула. Но спустя неделю авиаперевозчик признал, что причина кроется в трудностях, с которыми он столкнулся после введения визового режима для турецких граждан в России.

При этом Pegasus отмечает, что введение визового режима для экипажей турецких авиакомпаний противоречит правилам ICAO. В российском МИДе, впрочем, отметили, что приостановка полетов турецких авиакомпаний Pegasus Airlines и Onur Air в Россию вызвана исключительно тем, что их руководство не побеспокоилось о визах для своих экипажей. Как заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, другая турецкая компания Turkish Airlines получила в надлежащий срок многократные годовые визы для 380 пилотов и техников и выполняет полеты по графику.

Новости и материалы
Диета первобытных скандинавов озадачила ученых
Глава Норникеля Потанин призвал Международную федерацию хоккея извиниться перед Россией
Пушилин рассказал о ситуации в Курахово
Задержан угонщик, похитивший у уральца подаренную блогером BMW за 12 млн рублей
Российские военные завершили зачистку Анновки в ДНР
Появились кадры встречи Путина и Фицо
Скандаливший сахалинский депутат задержал вылет самолета на 40 минут
В Краснодарском крае около 40 км береговой линии очищено от мазута
В Германии арестован футбольный фанат, выкрикнувший «Германия — для немцев»
Обновление Telegram вызвало массовые проблемы у пользователей iPhone
Умер герой штурма дворца афганского диктатора Амина — подполковник КГБ Климов
На Запорожской АЭС восстановили работу высоковольтной линии
В Бразилии упал частный самолет
Массовая акция протеста студентов проходит в Белграде
Во Франции рассказали об атмосфере секретности, созданной Макроном вокруг себя
Лавров обсудил ситуацию в Сирии с главой МИД Египта
Агент вратаря ЦСКА одной фразой ответил на вопрос об интересе «Спартака» к своему клиенту
Россиянам раскрыли стоимость владения седаном Geely Emgrand
Все новости