Бизнесмены все чаще хотят получить в собственность товарные знаки, которые ассоциируются с генералиссимусом. Среди заявок на регистрацию таких товарных знаков — «Кремлевский горец», «Коба», «СталинLife», «Сталинская» и даже «Пахан советов».
«К нам обратилось значительное количество клиентов, которые хотят получить права на бренды, связанные со Сталиным. Думаю, это связанно с тем, что многие почувствовали, что этот образ сегодня востребован.
Растет изоляция страны, значительная часть потенциальных покупателей считает, что мы находимся в осажденной крепости, а Сталин для таких людей является оптимальным знаменем.
Кроме того, это сегодня по-прежнему один из наиболее узнаваемых исторических деятелей», — рассказывает Анатолий Аронов, президент Первой патентной компании.
Он уточнил, что товарный знак хотят использовать как сторонники, так и противники диктатора. Например, «Пахан советов» — а под таким названием, судя по заявке, хотят открыть дискуссионный клуб — носит явно негативную коннотацию.
Как показывает практика, далеко не все подобные заявки выливаются в реальный бизнес-проект.
«Виден интерес. Но мало просто иметь идею и даже защищенный товарный знак. Для того чтобы бренд стал успешным, в него надо много вкладывать, вопрос в том, найдут ли инвесторов, удастся ли сделать бренд рабочим. Тут никогда не угадаешь. Например, водка «Путинка» стала крайне успешной, а «Володя и медведи» в итоге «не пошла». Товарный знак «Пусси Райот» тоже пытались делать, но там даже регистрацию не закончили. Хотя, думаю, если говорить о последнем примере, у Сталина все же больший потенциал, он интересен гораздо большему количеству людей», — полагает эксперт.
Впрочем, синхронная активность со стороны разных компаний и ИП позволяет предположить, что тренд все-таки найдет предложение. Впрочем, пока интерес к фигуре Сталина не проявил никто из крупных игроков. Все знаки регистрируются на безликие ИП и ООО.
Ситуация напоминает войну за «Вежливых людей», тогда в короткие сроки была подана целая кипа заявок на регистрацию этих товарных знаков, причем первых заявителей не удалось найти.
«Вполне можно предположить, что потом эти товарные знаки поменяют владельцев. Возможно, за ними стоят крупные игроки или просто их планируют потом перепродать заинтересованным лицам», — считает Аронов.
«Я вспоминаю, когда началась шумиха вокруг «Вежливых людей», к нам обратилось несколько клиентов, которые хотели получить регистрацию по некоторым классам, в частности парфюмерной продукции, но оказалось, что все уже было забито год назад. Как будто кто-то сначала защитил бренд, а потом уже спровоцировал соответствующие настроения в обществе, которые сделали этот бренд востребованным», — говорит гендиректор компании Transtechnology Наталья Золотых.
В целом, по мнению Золотых, остаются вопросы, удастся ли зарегистрировать хотя бы часть из этих знаков.
«Товарные знаки, связанные с реальными историческими фигурами, зарегистрировать достаточно сложно: как минимум нужно согласие наследников. С другой стороны, можно построить линию защиты на том, что это фантазийное название. Как было, например, с брендами «Путинка» и «Володя и медведи». Сначала их активно не хотели регистрировать, но в высшей инстанции заявителей все же поддержали. В Роспатенте все непредсказуемо», — считает она.
Все бренды регистрируются по классам винно-водочной продукции, общепита и клубов.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз напомнил, что сейчас в Румынии одна из наиболее популярных водочных марок — водка «Сталинская», которая занимает примерно треть рынка.
«Странно, что ее к нам не завезли, думаю, она бы вполне неплохо продавалась. Наверное, и сегодня, если сталинскую водку выпустить, тоже можно продать определенное количество бутылок. Другое дело, что для того, чтобы выпустить новый бренд на рынок, нужны колоссальные деньги на раскрутку. Бесплатно ее на прилавки не поставит не один из крупных производителей. Или производить должно крупное предприятие, у которого уже есть собственная большая сеть фирменных магазинов. Вывод любого бренда подразумевает большие вложения, не уверен, что в сегодняшней ситуации это кому-то интересно, напротив, количество водочных брендов за последние десять лет ужалось с 5 тыс. до пятисот», — считает эксперт.