Сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро» аннулируют 26 октября, заявил глава российского Минтранса Максим Соколов. «Сегодня утром подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро» 26 октября этого года», — отметил Соколов.
Аннулирование сертификата стало итогом проверки Росавиации, которая была завершена 20 октября. Как отметил глава Росавиации Александр Нерадько, проверка показала, что выявленные недостатки, а также ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния «Трансаэро» серьезно влияют на безопасность полетов и права потребителей.
«Аннулированный сертификат, в соответствии с правилами, не восстанавливается», — заявил глава Росавиации.
Сертификат эксплуатанта — это официальный документ, разрешающий осуществление воздушных перевозок и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью сертификата. Аннулирование сертификата автоматически запрещает авиакомпании перевозку пассажиров и останавливает ее деятельность.
Новости об отзыве лицензии, впрочем, не оказали никакого влияния на акции авиакомпании. По данным Московской биржи, бумаги «Трансаэро» выросли уже на 186,76%, до 19,5 руб. за акцию.
Причиной роста акций стала покупка совладельцем авиакомпании S7 («Сибирь») Владиславом Филевым «не менее 51% акций» «Трансаэро» у крупнейшего акционера авиакомпании Александра Плешакова. Сумму сделки ее участники не раскрывают. Однако, по словам Плешакова, цена пакета составила «существенно больше одного рубля», предполагавшегося в рамках несостоявшейся сделки с «Аэрофлотом». В свою очередь, Филев заявил, что у акционеров S7 есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро», однако не привел подробностей.
Сделка между Плешаковым и Филевым в первую очередь выгодна кредиторам компании, отмечает источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом переговоров, и подтверждает источник, близкий к кредиторам. Даже если «Трансаэро» не сможет летать, авиакомпания продолжит еще несколько кварталов вести финансовую деятельность, что позволит банкам-кредиторам отсрочить момент списания долга с баланса.
«Компания операционно мертва, — констатирует источник, близкий к кредиторам авиакомпании. — В собственности «Трансаэро» не более 10 самолетов, а активы компании на текущий момент не превышают 10 млрд руб. Впрочем, сценарий резкого банкротства «Трансаэро» крайне нежелателен: банкам придется за короткий промежуток времени списать огромные долги, а это уже очень сильно ударит по стабильности самих кредитных организаций».
«Отсрочка или растягивание списания долга на 2–3 квартала сейчас необходима. Доля «Трансаэро» в кредитных портфелях некоторых банков была весьма значительной, поэтому резкое банкротство авиакомпании переживут не все», — отмечает источник, знакомый с ходом переговоров.
Общий объем долгов «Трансаэро» оценивается в 250 млрд руб., из которых 150 млрд руб. — обязательства по лизингу, 20 млрд руб. — задолженность перед аэропортами и топливозаправочными комплексами.
Задолженность авиакомпании перед банками составляет около 80 млрд руб., крупнейшим кредитором выступает Сбербанк, а также ВТБ и Внешэкономбанк (ВЭБ).