В третьем квартале 2015 года на рынке стрит-ритейла столицы наконец стали видны признаки оживления. Как отмечается в отчете консалтинговой компании «Магазин магазинов», на конец сентября 2015 года уровень вакантных помещений в пределах Садового кольца снизился впервые с 2014 года, до 10%. Напомним, что начиная с конца 2013 года количество закрытых магазинов на главных улицах Москвы стабильно росло — с 4% в 2013 году до 11% в первой половине 2015 года.
«Впервые за последние полтора года доля пустых помещений на торговых улицах уменьшилась. Это Камергерский (с 21% на конец июня до 7% на конец сентября), Большая Дмитровка (с 20 до 16%), Тверская (с 13 до 10%), — говорится в отчете. – Интересно, что на Тверской улице, которая отпугивала арендаторов после ввода запрета на парковку автомобилей, помещения начали заполняться». Среди новичков на Тверской — «Мумий Тролль Music Bar», «Рок-Лапшичная», «МосАптека», Meat Stop.
Тренд заметили и другие участники рынка.
«Мы наблюдаем активность в стрит-ритейле со стороны арендаторов отдельных сегментов. Активно развиваются продуктовые и аптечные сети, несколько банковских сетей, ресторанные сети и концепты», — говорит Мария Вакурова, старший консультант департамента торговой недвижимости S.A. Ricci.
При этом главные торговые улицы Москвы пережили серьезную ротацию арендаторов, потеряв прежний блеск.
«Уход международных ритейлеров и сетевых брендов с улиц в торговые центры компенсируеся приходом на торговые улицы новых российских и часто несетевых арендаторов. За счет ротации арендаторов вакантность остается без изменений, таким образом, наблюдается некая стабильность на рынке. Торговые улицы становятся менее люксовыми, но сохраняют свою заполняемость», — говорит Лада Белайчук, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield.
В условиях кризиса ритейлеры средней руки могут занять площади, которые раньше были для них закрыты.
«Сейчас в стрит-ритейле вакантно большое количество помещений, которые раньше этим арендаторам были недоступны в силу долгих договоров с занимающими их арендаторами. Многие собственники поняли, что сложившаяся ситуация на рынке продлится долго, и пошли на уступки арендаторам по коммерческим условиям», — говорит Вакурова.
Пересмотр арендной политики стал главной причиной оживления на рынке: собственники стали более сговорчивыми и снизили ставки.
«Рынок действительно сдвинулся, и все больше собственников торговых помещений понимают, что лучше сдать помещение по текущим рыночным условиям, чем нести убытки от его простоя. Собственники помещений все чаще соглашаются на схему взимания арендной платы в виде процента от товарооборота. Кроме того, уже есть прецеденты, когда арендодатель рассматривает возможность компенсировать ремонт помещения в счет арендной платы», — считает руководитель направления street retail «Магазина магазинов» Марина Маркова.
Как она отмечает, такая схема выгодна в первую очередь арендаторам: размер арендной платы напрямую зависит от качества работы магазина.
«Но и для арендодателя в этом есть плюс: появляется возможность минимизировать риск девальвации валюты — с ростом цен и увеличением товарооборота арендатора доход собственника помещения пропорционально увеличивается», — отмечает Маркова.
По словам Екатерины Подлесных, руководителя направления street retail Colliers International в России, арендные ставки в третьем квартале продолжили снижаться, но динамика зависит от конкретной улицы.
В некоторых торговых коридорах за 2015 год ставки почти не изменились, в других — упали на 30–50%.
«Дальнейшее развитие этого тренда также будет географически варьироваться — к примеру, мы ожидаем сохранения ставок на текущем уровне на улицах, пользующихся стабильным спросом (Столешников, Кузнецкий Мост), и дальнейшее снижение на магистральных улицах, таких как проспект Мира», — делает прогноз Подлесных.