Договоренности с Турцией по поводу газопровода «Турецкий поток» сохраняются, заявил в среду глава российского МИДа Сергей Лавров. Он напомнил, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе своего визита в Москву 23 сентября подтвердил верность принятым ранее решениям.
По словам Лаврова, сейчас в Турции просто нет лиц, уполномоченных подписать необходимые соглашения.
«Дождемся выборов, дождемся, когда будет сформировано правительство, уполномоченное подписывать обязывающие договоренности», — сказал министр иностранных дел.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Игорь Юшков напоминает, что на июньских выборах партия Эрдогана не смогла получить парламентского большинства и сформировать правительство. «Поэтому правительство в Турции сейчас временное, и оно не может подписать соглашение по «Турецкому потоку», так как это соглашение является именно межправительственным», — поясняет политолог.
Труба «Турецкого потока» должна пройти через Черное море и дальше по территории Турции до турецко-греческой границы. Там предполагается создать газовый хаб, распределяющий дальнейшие поставки российского газа в страны Европы. Ранее «Газпром» заявлял, что стоимость прокладки четырех ниток составит 11,4 млрд евро (без учета НДС), однако эксперты отрасли говорили, что затраты, скорее всего, будут выше. Однако тогда речь шла о четырех нитках общей мощностью 63 млрд кубометров.
В начале октября «Газпром» заявил, что мощность ТП будет сокращена до 32 млрд кубометров. По словам главы монополии Алексея Миллера, это связано с тем, что выбывающие мощности могут быть компенсированы за счет другого нового проекта — «Северный поток — 2», мощностью в 55 млрд кубов.
О создании «Турецкого потока» Россия заявила еще в конце прошлого года, и с тех пор никаких конкретных соглашений заключено не было. По одной из версий, изначально это было связано со скидкой на газ, которую Россия обещала Турции. Глава российского Минэнерго Александр Новак 2 октября заявлял, что скидка может составить 10,25% и она «может быть принята за основу при подписании межправсоглашения по «Турецкому потоку». При этом министр подчеркнул, что вопрос скидки — это вопрос между коммерческими компаниями.
В октябре российско-турецкие отношения обострились из-за того, что российские самолеты, наносящие удары в Сирии, дважды нарушили турецкое воздушное пространство.
На фоне этого президент Эрдоган заявил, что Турция вообще может пересмотреть свою позицию по закупкам российского газа. Турецкий президент отметил, что заместить поставки из России Турция может «в самых разных местах».
Впрочем, как раз в среду турецкий министр энергетики и природных ресурсов Али Рыза Алабоюн сказал, что Турция отказываться от российского газа не намерена и проблем с Россией в энергетической сфере нет. Министр указал, что Турция получает из России около 60% потребляемого газа.
После выборов в Турции (они должны состояться 1 ноября. — «Газета.Ru») сроки проекта «Турецкий поток» могут сдвинуться, считает Игорь Юшков.
«Сейчас у прокурдской партии, конкурирующей с партией Эрдогана, шансов на победу даже больше, чем было в июне, — рассказывает политолог. — В случае их победы судьба проекта становится совершенно непредсказуемой».
Юшков не исключает, что в такой ситуации Эрдоган может попытаться отменить результаты выборов, фактически введя в Турции чрезвычайное положение. «Вся полнота власти при таком сценарии перейдет к нему, и Эрдоган теоретически сможет подписать соглашение по «Турецкому потоку», — говорит политолог. — Но, во-первых, это уже будет другой формат договоренностей, а во-вторых, для Эрдогана внутренняя обстановка в Турции гораздо важнее, чем газовые договоренности с Россией».
По словам Юшкова, действующих газопроводов (Трансбалканский и «Голубой поток») Турции для собственного обеспечения вполне хватает и она может себе позволить потянуть время с «Турецким потоком». А вот для России сроки ТП критичны.
Дело в том, что «Турецкий поток» является частью стратегии «Газпрома» по исключению Украины из цепочки поставок газа в Европу. Действующий российско-украинский транзитный договор заканчивается с началом 2020 года, и Россия неоднократно заявляла, что возобновлять его не будет. Но с прекращением украинского транзита для обеспечения европейских клиентов будут нужны другие маршруты.