Глава правительства Дмитрий Медведев в понедельник, 7 сентября, на совещании по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности заявил, что в экономике сохраняется целый набор негативных факторов. Это накопленные внутренние структурные проблемы, нестабильность на рынках энергоносителей и финансовых рынках, сложности, которые испытывают крупнейшие экономики мира, антироссийские санкции.
Это требует проводить «ответственную экономическую политику, соразмерную тем экономическим возможностям, которые мы в настоящий момент имеем», считает премьер-министр.
Выражаться эта «ответственная политика» будет прежде всего в экономии бюджетных средств.
«Сверстать необходимо реалистичный бюджет на следующий год, как мы и договаривались, повысить максимально эффективность бюджетных расходов. Деньги экономить, делать это, что называется, по всем фронтам», — заявил он.
По словам министра финансов Антона Силуанова, бюджет будет верстаться из расчета цены на нефть $50 за баррель. На таком же прогнозе сделан и бюджет текущего года.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин ранее отмечал, что 2016 год будет самым «сложным бюджетным годом за последние 15 лет». «Сейчас все программы на полном ходу, и вдруг по некоторым программам нужно 20–30% срезать. Это большие вызовы», — говорил он.
Экономить «по всем фронтам» властям мешает действующее бюджетное правило, которое обязывает кабинет министров верстать расходы исходя из средней цены за предыдущие несколько лет, а она в предыдущие периоды была значительно выше, чем сейчас (в прошлом году, например, было зафиксировано $97,6, в 2013-м — $107,9 за баррель).
По оценке института «Центр развития» НИУ ВШЭ, при среднегодовой цене нефти $50 за баррель в 2016–2017 годах расходы бюджета должны были бы вырасти с нынешних 15,213 трлн до 15,865 трлн руб. в следующем году и 16,651 трлн в 2017-м. А вот в 2018 году пришлось бы резко сократить расходную часть (до 14,518 трлн руб.), поскольку средняя цена на нефть наконец-то упадет из-за нескольких лет низких котировок. При этом дефицит бюджета составил бы 3,8, 3,3 и 1% ВВП соответственно, а средств Резервного фонда не хватило бы для покрытия дефицита уже в 2017 году. На 1 сентября 2015 года в Резервном фонде было $70,7 млрд (4,7 трлн руб.).
Минфин, чтобы избежать такого развития ситуации, развязать себе руки в части сокращения расходов и не прибегать к эмиссионным источникам покрытия дефицита, инициировал отмену бюджетного правила на следующий год.
Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков сообщил в понедельник, 7 сентября, что комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект о разработке проекта бюджета только на 2016 год, приостановке действия бюджетного правила на 2016 год и переносе срока внесения проекта бюджета в Госдуму с 1 октября на 25 октября.
Отмена бюджетного правила позволит Минфину свести бюджет следующего года с дефицитом на уровне 3% ВВП, или около 3 трлн руб. В этом году, по словам Антона Силуанова, ожидается такой же дефицит. В деньгах это будет примерно 2,2–2,3 трлн руб. В бюджете-2015 заложена цифра 2,65 трлн руб.
У части экспертов оценки более оптимистичные. В августе, основываясь на данных по налоговым поступлениям за семь месяцев этого года, аналитики Sberbank CIB предполагали, что «дефицит бюджета может составить около 1,6–1,7 трлн руб. (или около 2,1–2,2% ВВП)».
Антон Силуанов заявил, что в дальнейшем бюджетное правило будет модифицировано и «безусловно» возвращено в бюджетный процесс.
«Лучшей практикой подготовки бюджета является понятное и прозрачное формирование параметров для всех участников бюджетного процесса, а также для граждан и инвесторов. Безусловно, мы подготовим в следующем бюджетном цикле порядок определения расходов, который будет закреплен законодательно», — сказал глава Минфина.
Впрочем, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев «не уверен», что приостановка действия бюджетного правила «ограничится одним годом».