Работы компании Shell на американском арктическом шельфе могут угрожать российскому заповеднику «Остров Врангеля», предупреждают экологические организации. «Остров Врангеля» — государственный природный заповедник, занимающий два острова Чукотского моря (Врангеля и Геральд) и прилегающую акваторию. С 2004 года он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«В случае разлива нефти на шельфе Аляски нефть сможет достичь заповедника в течение 30 дней», — цитирует агентство Sputnik представительницу Greenpeace Кэссиди Шарп. При этом Shell, по ее словам, не предлагает никакого плана действий на случай разлива.
В понедельник бюро по океанической энергодобыче МВД США выдало Shell предварительное разрешение на буровые работы в Чукотском море (между Аляской и Чукоткой) и в море Бофорта (к северу от побережья Канады и Аляски). По данным западных СМИ, компания намерена добывать там в общей сложности 400 тыс. баррелей в день. Ранее Shell там уже работала, однако в 2013 году, после того как две платформы компании сели на мель, американские власти запретили продолжать работы до устранения проблем с безопасностью.
Экологи, кстати, уже неоднократно предупреждали, что авария на шельфе Аляски может повлечь за собой последствия, сравнимые с катастрофой 2010 года в Мексиканском заливе, несмотря на то что в Чукотском море и море Бофорта несопоставимо меньшие глубины.
В WWF России (Всемирный фонд дикой природы) отмечают, что против работ Shell на Аляске выступили 100 тыс. американцев, однако власти все равно выдали компании разрешение. Эксперты Фонда подчеркивают, что участок, предоставленный Shell, находится в 70 милях от берега, а ближайшая станция береговой охраны США — в тысяче миль от этого участка. В связи с этим в случае аварии своевременное обнаружение и сбор нефтепродуктов в северных условиях будут просто невозможны.
Экологи указывают, что даже само американское правительство признает высокую вероятность разлива нефти объемом более 1000 баррелей — она составляет 75%. «Последствия для дикой природы могут быть необратимыми: Чукотское море является домом для белых медведей, моржей, белух и гренландских китов, а также для разнообразных популяций морских птиц», — предупреждают в WWF.
Впрочем, экологи выступают не только против американских проектов. Например, WWF выступает с инициативой о введении десятилетнего моратория на добычу в Арктике. Под обращением к российскому президенту поставили подписи более 80 тыс. человек.
Но Арктика сегодня является главной ареной борьбы за энергоресурсы. Причем в первую очередь между Россией и США.
Во вторник глава российского Минприроды Сергей Донской подчеркнул, что выдача разрешения Shell еще раз подтверждает факт усиления глобальной конкуренции на арктическом шельфе.
«Мы видим, что никакой альтернативы месторождениям на шельфе нет, — написал министр на своей странице в Facebook. — И даже так называемая сланцевая революция в США не остановила устойчивого стремления бизнеса при прямой поддержке государства добывать «арктическую» нефть».
По словам министра, извлекаемые ресурсы нефти и газа Арктического морского сектора США составляют более 3,3 млрд т нефти и 3 трлн кубометров газа. «При этом степень разведанности этих ресурсов составляет не более 3,6%», — подчеркнул Донской.
В связи с этим, по мнению Донского, Россия должна интенсифицировать работы на собственном арктическом шельфе, чтобы гарантировать ресурсное обеспечение экономики и развитие высоких технологий. В российской Арктике запасы, кстати, в десятки раз больше американских. Ранее Российское газовое общество давало оценку в 106 млрд т нефтяного эквивалента, в том числе 69,5 трлн кубов газа.
Об «арктической гонке» говорят и в Штатах. В начале мая американский военный аналитик Дэвид Хант в своей статье для издания American Thinker указал, что, если США уступят России в Арктике, они рискуют проиграть энергетическую войну.
К такому же выводу пришел и Национальный нефтяной совет США, эксперты которого предупреждают, что, если Америка не будет реагировать быстро, она рискует вновь попасть в зависимость от импорта нефти и поставить под угрозу собственную конкурентоспособность. На сегодня Штаты смогли отказаться от импорта нефти благодаря той самой «сланцевой революции», которая позволила масштабно нарастить добычу за счет нетрадиционных запасов.
«В Арктике находится почти четверть мировых запасов нефти и газа, спрос на которые будет только расти, — пишет Дэвид Хант. — Некоторые наши крупнейшие экономические конкуренты, такие как Россия и Китай, уже готовы перехватить эти столь необходимые ресурсы, используя новые морские пути, которые открылись и продолжат открываться из-за таяния льдов».
По словам первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, в конкурентной борьбе за Арктику у России есть крупное преимущество: Америка в отличие от РФ не может отмахнуться от заявлений экологов.
«В Америке экологическое лобби значительно сильнее, чем в России, особенно учитывая, что в США экологи преимущественно являются демократами, как и нынешний американский президент, — поясняет политолог. — В России же любой протест экологов воспринимается в первую очередь как происки Запада и «игры спецслужб».
Но при этом у России по сравнению с Соединенными Штатами есть и уязвимое место с точки зрения конкуренции в Арктике — это технологии и оборудование.
«Основная ставка делалась на технику и технологии Запада, а сейчас их экспорт запрещен санкциями», — напоминает Макаркин.