Ограничения США на деятельность американских нефтесервисных компаний в России фактически не сработали. Как сообщает во вторник агентство Bloomberg со ссылкой на представителя министерства финансов США, крупные поставщики нефтегазового оборудования могут участвовать в российских арктических проектах через свои иностранные дочерние структуры.
«Наши санкции против РФ не относятся к иностранным дочерним предприятиям американских компаний», — признал представитель министерства.
В прошлом году Штаты и Евросоюз ввели ограничения на поставку в Россию технологий и оборудования для глубоководного бурения, добычи нефти на арктическом шельфе и нетрадиционной добычи (речь идет о так называемой сланцевой нефти, которая добывается при помощи технологии гидроразрыва). Кроме того, Штаты запретили своим нефтегазовым компаниям участие в российских арктических проектах. В связи с этим американская ExxonMobil была вынуждена выйти из совместного проекта с «Роснефтью» в Карском море.
Правда, ЕС в конце 2014 года уточнил, что продажа, поставка, передача, экспорт или предоставление услуг могут осуществляться без предварительного разрешения при условии, что экспортер после реализации сделки в течение пяти рабочих дней оповестит компетентные органы о ее обоснованности.
Такие лидеры мирового нефтесервисного рынка, как Schlumberger и Baker Hughes, пишет Bloomberg, ранее через своих «дочек» уже подавали заявки на выполнение работ в российской Арктике. Например, в 2014 году Schlumberger участвовала в тендере на поставку буровых растворов для арктических проектов «Газпром нефти». Кроме того, Schlumberger и Baker Hughes подавали заявки на бурение скважин в Арктике.
Старший партнер юрфирмы Pillsbury Winthrop Pittman LLP Кристофер Р. Уолл заявил агентству, что западные компании рискуют, участвуя в тендерах по российским проектам, попавшим под санкции.
«Многие иностранные компании сейчас тесно связаны друг с другом, и я не уверен, что посоветовал бы хоть одной компании так поступать», — цитирует Bloomberg юриста.
Однако нефтесервисные компании, похоже, явно намерены воспользоваться лазейкой в санкциях. В частности, Schlumberger в конце января заявила о покупке доли в российской буровой компании Eurasia Drilling. Сделка будет проведена по цене $22 за акцию EDC, таким образом, 45,65%, которые планирует приобрести Schlumberger, обойдутся ей в $1,7 млрд. Российские эксперты нефтяного рынка уже тогда говорили, что эта сделка является попыткой обойти санкции.
В ноябре 2013 года нефтесервисная компания Weatherford International, штаб-квартира которой расположена в Женеве, согласилась заплатить штраф в $100 млн за нарушение санкционного режима (компания до 2009 года была зарегистрирована в США и поставляла оборудование в Иран, Кубу, Судан и Сирию).
Объем рынка нефтесервисных услуг в России за 2013 год был оценен примерно в $28 млрд (данные Oil and Gas Journal Russia).
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что ранее российские компании закупали большие объемы оборудования и многие технологии, аналогов которым в России нет. Причем часть их разрабатывается и производится исключительно в США.
«Например, оборудование для того же гидроразрыва, при помощи которого у нас добывается около 25% всех объемов нефти (не только сланцевой), — говорит Танкаев. — Но закупленное ранее оборудование износилось, требует обслуживания, ремонта и замены, и именно этим занимаются такие компании, как Schlumberger и Baker Hughes».
«Ранее Штаты были монополистом в этой области, и это всех устраивало, так как технологии и оборудование были общедоступны», — сказал эксперт. Сейчас лидеры нефтесервиса готовы попытаться обойти санкции, чтобы сохранить за собой долю на рынке.