Убытки украинских железных дорог — компании «Укрзализныця» — стремительно увеличиваются. В первом квартале 2015 года убытки от пасcажирских перевозок увеличились более чем в тысячу раз, составив 2,4 млрд грн. Для сравнения, за первый квартал прошлого года пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщениях принесли убытков только на 2,2 млн грн.
Рекордный рост связан с подорожавшим дизельным топливом, ценами на электроэнергию, металлопрокат, комплектующие материалы и девальвацией национальной валюты, объясняют в управлении «Укрзализныци».
Всего расходы на организацию пассажирских перевозок превысили 3,3 млрд грн при доходах в 953,3 млн грн (все — первый квартал). Убытки от перевозок пассажиров в дальнем сообщении составили 1,4 млрд грн, а пригородном — 966,9 млн грн.
Частично убытки от пассажирских перевозок возмещаются за счет федерального и регионального бюджетов. Но это правило касается только льготных категорий пассажиров. Да и оно не выполняется в полной мере. Так, льготников в первом квартале 2015 года железными дорогами перевезли на 145,1 млн грн, а компенсировали лишь 13,1 млн грн, или 9%. Таким образом, задолженность за льготные перевозки составляет 132 млн грн.
Убыточность пассажирского крыла раньше компенсировалась с помощью перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок, но в последнее время грузовые перевозки «Укрзализныци» тоже сокращаются.
В январе — марте 2015 года ежесуточная погрузка на железных дорогах Украины составила около 670 тыс. тонн, что на 25,6% ниже, чем в 2014 году.
Повышение тарифов, сложная экономическая ситуация, сокращение объемов грузов от грузовладельцев привели к тому, что в период с января по март 2015 года в среднем за сутки обрабатывалось более 11 тыс. вагонов, что на 23,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сильнее всего сократились внутренние и экспортные перевозки. Внутри страны по итогам 2014 года грузовые перевозки сократились на 20,3%. В экспорте уменьшение произошло в основном за счет химических и минеральных удобрений (на 37,5% меньше, чем в 2013 году) и каменного угля (23,2%).
Битва за власть
Тысячекратный рост убытков компании происходит на фоне череды кадровых смещений. Чуть больше чем за год в «Укрзализныце» сменилось три руководителя. В марте 2014 года с поста директора компании ушел Сергей Болоболин, на его место кабмин Украины назначил Бориса Остапюка, который в прошлом был руководителем Донецкой железной дороги.
Но уже в ноябре после начатых проверок финансово-хозяйственной деятельности компании он был уволен, а исполняющим обязанности гендиректора «Укрзализныци» стал его заместитель Максим Бланк. В 2015 году кадровые смещения продолжились.
После государственных проверок были обнаружены злоупотребления со стороны руководства одного из крупнейших подразделений «Укрзализныци». В результате кабмин в марте отстранил руководителя Юго-Западной железной дороги Алексея Кривопишина, долгие годы занимавшего этот пост. На его должность был назначен Владимир Тягульский. Но подразделение отказалось исполнять приказ, ссылаясь на то, что он противоречит законам страны.
Отстраненное руководство с помощью вооруженных лиц забаррикадировалось в киевской штаб-квартире ЮЗЖД, не пуская в здание Тягульского и Бланка, который несколькими днями позже заявил, что «в ближайшее время государство вернет контроль над взбунтовавшейся ЮЗЖД, даже если придется применять силовой вариант».
В конце марта все же Тягульский смог приступить к исполнению своих обязанностей.
Прицел на доходность
Несмотря на резкое ухудшение производственных показателей, руководство «Укрзализныци» не теряет надежд. «Укрзализныця» должна стать прежде всего приносящим доход предприятием, считает исполняющий обязанности гендиректора компании Максим Бланк.
Первыми шагами по увеличению доходности предприятия стало повышение цен. Индексация была одобрена министерством инфраструктуры Украины.
За последние девять месяцев тарифы на перевозку пассажиров и грузов повышались два раза, только на грузовую перевозку рост тарифов составил 12,5% в 2014 году и 30% в январе 2015 года.
В ближайшее время пройдет еще одна волна индексации тарифов. «Укрзализныця» требует от властей одобрить повышение грузовых цен еще на 25% к существующим.
На повышение тарифов на грузовую перевозку уже пожаловались игроки химической отрасли страны.
Рост цен на фоне общего спада экономики приведет к утрате конкурентоспособности на внешних рынках и значительному спаду производства, сообщил президент ассоциации «Союз химиков Украины» Алексей Голубов.
Пассажирские компании, входящие в состав «Укрзализныци», тоже заявляют о росте убытков и необходимости индексировать тарифы.
Так, Одесская железная дорога (одно из шести подразделений, входящих в состав «Укрзализныци») планирует повысить пассажирские тарифы в пригородном сообщении на 30%. Причиной называют подскочившие более чем в два раза убытки. Доходы от перевозки пассажиров не покрывают расходы на операционную деятельность и на пятую часть. На 1 грн эксплуатационных расходов на пригородные перевозки железная дорога получает всего 14,7 коп. дохода, жалуются в ОЖД.
С конца апреля повысится стоимость проезда и в поездах Южной железной дороги (ЮЖД). Новые тарифы на пригородное сообщение увеличатся почти на 30%, сообщил пресс-центр ЮЖД. «Укрзализныця» требует повышения тарифов на пассажирские перевозки минимум на 21%, заявлял Бланк. Окончательное решение об индексации будет принято после обсуждения вопроса с министерством экономики страны и ключевыми игроками рынка. Для уменьшения издержек планируется также сокращение штата «Укрзализныци».
Новые украинские власти намерены изменить структуру управления «Укрзализныци» и превратить компанию в акционерное общество. Такая реформа сможет решить две задачи, сказал «Газете.Ru» исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Во-первых, это одноразовые дополнительные поступления в госбюджет, а во-вторых, в средней долгосрочной перспективе государству не придется покрывать убытки компании, которые в настоящее время ложатся на бюджет. И чем быстрее это произойдет, тем лучше — и для компании, и для государства в целом, уверен аналитик.