Очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, состоявшийся в четверг, хотя и проходил на фоне рецессии и беспрецедентных санкций Запада, оказался рутинным и ни к чему не обязывающим VIP-мероприятием. Модератор, он же глава РСПП Александр Шохин беспрестанно шутил и комментировал выступления участников съезда, но делегаты оживились только после приезда Владимира Путина.
Шохин тоже подсобрался и назвал пять антикризисных наказов бизнес-сообщества главе государства. Первый наказ – снизить избыточный контроль и надзор. До 60 видов предпринимательской деятельности до сих пор можно проверять сколько угодно раз и по всяким поводам, возмущался Шохин.
Второе предложение касалось самого острого момента во взаимоотношениях власти и крупного бизнеса – возврата капиталов из офшоров. Шохин попросил Путина синхронизировать возврат капитала с амнистией. Дело в том, что закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) уже вступил в силу и обязывает собственников раскрыть информацию о своих активах в офшорах до 1 апреля. А закон об амнистии еще не принят. Таким образом бизнесмен, вышедший из офшора, может оказаться за решеткой по действующему УК.
Третий наказ от РСПП был о том, чтобы зафиксировать фискальную нагрузку на бизнес на уровне 1 января 2014 года, а не 2015 года. Тогда налоговая нагрузка будет ниже.
Четвертое предложение – дать возможность работодателям «наращивать качество рабочей силы», требовать исполнения профессиональных стандартов, их разработано уже более четырехсот. Иными словами, Шохин попросил не требовать от бизнеса сохранности рабочих мест, как это было в кризис 2008–2009 годов, а дать возможность увольнять.
Наконец, Шохин попросил подумать о доступности финансовых ресурсов. Если ЦБ добьется снижения инфляции до однозначного уровня, менее 10%, то и ключевую ставку регулятор также должен будет понизить.
Шохин сказал, что у РСПП накопилось немало других идей, как сгладить последствия кризиса, но он не собирается обременять Путина другими предложениями, поскольку у президента сегодня напряженный график. Путин в ответ дал понять, что действительно торопится и подробно обсуждать бизнес-наказы не готов.
Некоторые проблемы пришлось обсудить с Шохиным буквально на ходу до того, как войти в этот зал, признался Путин. При этом президент значительную часть своего короткого выступления посвятил не самой острой антикризисной теме, а именно разработке профессиональных стандартов.
А затем попросил бизнес продолжить важную работу над подготовкой «Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ». Работа над региональными рейтингами была начата еще до санкций и контрсанкций и тогда действительно казалась актуальной. Но после того, как два международных рейтинговых агентства понизили страновой рейтинг до «мусорного», региональные власти не в силах что-либо изменить.
Также президент затронул тему доступности финансовых ресурсов, согласившись, что ключевая ставка ЦБ «достаточно высокая». Проблему можно решить, направив системообразующим предприятиям средства из Антикризисного фонда, считает президент, в фонде аккумулировано 234 млрд руб. Главная проблема – не отсутствие денег, а чтобы правительство своевременно эти средства довело до компаний. Впрочем, бизнес на это особо и не жаловался.
Путин несколько раз призвал делегатов укреплять связь власти и бизнеса, активнее готовить антикризисные предложения. Например, по дополнительной поддержке малого и среднего бизнеса, а также компаний, создаваемых с нуля. Эти темы, кстати, обсуждаются не первый год. А Шохин как раз до приезда президента жаловался, что чиновники не очень-то идут навстречу пожеланиям бизнеса. Путин пообещал обсудить подобные инициативы «на ближайших заседаниях Государственного совета».
Складывалось впечатление, что у РСПП своя антикризисная повестка, а у главы государства – своя. Но на одну из просьб бизнеса Путин все-таки отреагировал вполне конкретно. Согласился с тем, что необходимо перенести срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях с 1 апреля на более позднее время. На какое – не уточнил. Главное, совместить этот срок с амнистией капитала.
Он также в очередной раз пообещал всем предпринимателям, вышедшим из зарубежных офшоров, защиту их активов на родине. От правоохранительной системы и ЦБ.
«И хочу вас заверить в том, что мы будем делать все для того, чтобы никто не трактовал закон так, как выгодно, в том числе и правоохранительная сфера. Средства перевели, задачу решили – никто не должен туда лезть и выковыривать там что-то, что не положено в рамках закона», — сказал Путин.
Но на всякий случай президент предупредил бизнес, чтобы не затягивали с выводом капитала. «Поступает, я бы сказал, несколько тревожная информация из некоторых стран», — начал Путин и продолжил в абсолютной тишине, что «могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию». Есть такие предположения. «Просто имейте это в виду», — заключил Путин.
Анонимный представитель российского ведомства, занимающегося расследованием преступлений в финансовой сфере, подтверждает в разговоре с «Газетой.Ru» эту информацию.
«В Великобритании, к примеру, уже начались проверки счетов российских граждан. От них требуют доказать легальность полученных доходов. Десять лет никто не интересовался — и тут вот пришла в голову такая идея. Эти деньги могут просто не выпустить из страны. Средний срок международного расследования в этой сфере — три года, часто пять лет и более». Напомним, что премьер Великобритании Дэвид Кэмерон не исключил заморозки счетов самого Романа Абрамовича.
По остальным «хотелкам» капитанов отечественного бизнеса, перечисленным Шохиным, Путин высказываться не стал. Съезд РСПП завершился, но члены бюро отправились на закрытую от прессы встречу с президентом. Встреча, впрочем, тоже была недолгой, у Путина по плану был перелет в Астану – на встречу с лидерами Белоруссии и Казахстана.
Формат общения бизнеса с президентом традиционен независимо от того, кризис на дворе или экономический рост, считает исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. «Это не работает вот так впрямую: бизнес внес предложения, а Путин их изучил, и с теми, с которыми он согласился, пошли на исполнение в правительство. Все сложнее», — поясняет Мурычев.
На вопрос «Газеты.Ru», услышал ли Путин предложения бизнеса во время закрытой встречи, Владимир Евтушенков, председатель совета директоров «Системы», ответил так: «Разумеется, услышал! У Шохина хорошо поставленный голос, у Путина – хороший слух!»
Владимир Потанин, гендиректор «Норникеля», подтвердил, что в закрытой части обсуждалась идея фиксации налоговой нагрузки на уровне не текущего, а прошлого года.
Помощнику президента по экономическим вопросам Андрею Белоусову было поручено проработать это предложение и остальные, сформулированные главой РСПП, подтвердил «Газете.Ru» другой участник совещания, известный предприниматель Давид Якобашвили, возглавляющий сейчас ООО «Орион Наследие».
А президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин сказал «Газете.Ru», что есть ощущение, что правительство не проявляет достаточной оперативности в принятии антикризисных мер. Согласен с этим и Андрей Никитин, глава Агентства стратегических инициатив, но он считает это полезным запаздыванием. «У меня жесткая позиция. Это же хорошо, что правительство нерасторопно. Выживут те, для кого кризис, как бы банально это ни звучало, время возможностей, а не время для нытья», — заявил Никитин.