США вновь исчерпали допустимые пределы государственного долга, сообщило министерство финансов страны. Размер госдолга теперь составляет $18,1 трлн. И это означает, что казначейство США не сможет свободно привлекать новые средства, в том числе и для обслуживания долга.
Проблему пытаются решить традиционно, подняв одобренный порог. На прошлой неделе министр финансов Джейкоб Лью направил в конгресс письмо с просьбой об этом. Минфин США, по его словам, готов принять «экстраординарные» меры, чтобы иметь возможность выполнять свои финансовые обязательства.
В числе возможных «экстраординарных» решений — приостановка выпуска государственных и муниципальных казначейских ценных бумаг и новых капиталовложений в фонд социального обеспечения по выходе на пенсию и по инвалидности для госслужащих.
Лью подчеркнул, что увеличение лимита госдолга не означает возможности дополнительных расходов. Повышение планки лишь покроет уже сделанные траты. Бюджетное управление конгресса считает, что при принятии подобных мер минфину США удастся отсрочить поднятие планки до октября-ноября.
Проблема потолка госдолга в США остается нерешенной много лет. Потолок госдолга — уникальная мера управления экономикой, существующая только в США с 1917 года, призванная сдерживать расходы государства. Это решение принимается вне рамок обсуждения бюджета, как в других странах (в том числе и в России). Из-за растущих расходов потолок госдолга приходится постоянно поднимать. Но в последнее время эти решения даются нелегко: республиканцы рассматривают их как последнюю возможность надавить на правительство и сократить расходы бюджета.
В 2011 году госдолг США впервые превысил 100% ВВП, а затянувшаяся дискуссия привела к тому, что международное агентство Standard & Poor's впервые с 1917 года понизило кредитный рейтинг страны (на один уровень, до АА+). В 2012 году вопрос с госдолгом наложился на обсуждение так называемого фискального обрыва — одновременного сокращения расходов госбюджета и прекращения действия налогов. В итоге минфину пришлось идти на «чрезвычайные меры», что высвободило около $200 млрд на текущие потребности, и дефолта удалось избежать.
В 2013 году конфликт продолжался так долго, что пришлось идти на «шатдаун» — остановить работу всех федеральных органов власти более чем на две недели.
На этот раз споры вокруг повышения разрешенного порога задолженности могут быть еще более ожесточенными, предупреждает CNBC.
Дело в том, что в 2015 году проблема предельной суммы госдолга возникла в середине периода подачи налоговых деклараций, обращает внимание Bloomberg. Поэтому министерству финансов США будет сложнее определить, на какое количество средств правительство может рассчитывать, и, соответственно, сложнее спрогнозировать, как долго Штаты смогут обойтись без поднятия планки госдолга.
Политический аспект также серьезно усложнит ситуацию.
В прошлый раз республиканцы, возглавляемые спикером палаты представителей Джоном Бейнером, после продолжительных споров в конечном итоге уступили демократам. В этот раз «победа», скорее всего, также останется за партией правящего президента, считает CNBC, но республиканцы будут откладывать принятие решения до самого последнего момента.
В то же время сенаторы-республиканцы опасаются, что продолжительные споры по вопросу о госдолге могут негативно сказаться на рейтингах партии, а также на ее позициях в конгрессе. Затягивание обсуждения может стоить республиканцам большого количества мест.
Лидер сенатского большинства Митч Макконнелл заявлял, что не допустит объявления дефолта.
Но и они будут вынуждены показать, что не позволят президенту безоговорочно повышать предел госдолга.
«До «шатдауна» на этот раз дело вряд ли дойдет, — считает и ведущий аналитик Локо-банка Виталий Лакеев. — Скорее всего, конгресс, как обычно, увеличит лимит заимствований для минфина. В отличие от ситуации 2013 года у конгресса есть время на принятие окончательного решения даже в случае возникновения трений».
«Уже долгие годы Америка живет в долг, выпускает государственные ценные бумаги, которые покупают центральные банки многих стран (Япония, Китай, Россия и т.д.). По-прежнему казначейские обязательства США считаются самыми надежными.
Вообще ситуация достаточно опасная. Потому что, по сути, это огромный мыльный пузырь. Недавно знаменитый Алан Гринспен, бывший глава Федеральной резервной системы США, предупредил, что, если этот пузырь лопнет, мало никому не покажется, — напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. —
Однако здесь надо помнить об одной мудрой пословице: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». Конечно, ситуация в США очень непростая, но позиция доллара как мировой валюты остается непоколебимой и каких-то альтернативных замен нет. Мы все видим, как слабеет евро относительно доллара. И по последним данным, в США хоть небольшой, но рост ВВП наблюдается в отличие, например, от России».