В пятницу стоимость барреля нефти марки Brent прибавила сразу 6,8% и впервые с декабря прошлого года превысила $60.
Параллельно с нефтью традиционно пополз вверх и курс российского рубля, который на утренних торгах укрепился на уровне 65 руб. за доллар.
Цена на нефть стабильно снижалась с середины лета прошлого года, когда баррель стоил $110. В январе этого года североморская смесь Brent, к которой привязана цена российской Urals, падала до $45 за баррель, но в последнее время демонстрировала тенденцию к росту, впрочем достаточно неустойчивому: в последний месяц цена «черного золота» постоянно колебалась.
Скачкообразная динамика цен на нефть, как правило, говорит о переломе тренда, объясняли ранее «Газете.Ru» аналитики. Дополнительным фактором укрепления цен могла стать надежда на политическое урегулирование ситуации в Донбассе.
Толчок, позволивший котировкам пробить психологический уровень $60 за баррель, дало соглашение об урегулировании ситуации на Украине, заключенное в четверг в Минске президентом России Владимиром Путиным, его украинским коллегой Петром Порошенко, канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом.
«Это подтолкнуло нефтяные цены вверх, так как рынок опасался, что в случае, если стороны не договорятся, против России будут введены новые санкции», — комментирует вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
В настоящее время уже действуют санкции США и Евросоюза в отношении российской нефтяной отрасли. В частности, введены ограничения на кредитование нефтяных компаний России на поставку им оборудования и технологий.
«Но политика послужила драйвером нефтяных цен лишь в моменте, — подчеркивает Макаркин. — Основной тренд — экономический, а не политический». По его словам, главной причиной роста цен на нефть еще с середины января является сокращение бурения на сланцевых проектах в США.
Из-за падения нефти американские «сланцевые» компании вынуждены сокращать финансирование проектов, уже сообщалось о банкротствах «сланцевых» добытчиков. Уже сейчас на сланцевых месторождениях в Америке выведено из эксплуатации около 25% буровых.
Правда, вопрос об устойчивости тренда остается открытым. Аналитик инвестиционной компании Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев считает, что уже весной цены на нефть могут вернуться на уровень январских минимумов — $45.
«На данный момент в цене нефти сильна спекулятивная составляющая, а уровень $60 для игроков является слишком высоким, чтобы продолжить игру на повышение, — говорит эксперт. — К тому же в последнее время запасы нефти значительно выросли (в том числе был зафиксирован масштабный фрахт нефтяных танкеров для хранения «черного золота»), что создавало дополнительный спрос на нефть».
Но рост котировок, по словам Пигарева, должен уменьшить число желающих формировать запасы нефти в ожидании более высоких цен. Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что избыток производства нефти (ранее назывался объем 2 млн баррелей в сутки. — «Газета.Ru») в течение года-двух будет нивелирован падением добычи. В первую очередь за счет сокращения бурения в Штатах.
По оценке Райффайзенбанка, средняя цена барреля на этот год составит $58.
Никто не угадал
Предсказать цену барреля оказалось не так-то просто — в основном из-за сильной политизированности темы и под влиянием самых различных факторов, от объективных (уровня запасов и разработки сланцев) до спекулятивных (политических заявлений и санкций).
Прошлой осенью российские чиновники вообще не верили в возможность резкого падения котировок. Еще в октябре прошлого года глава российского МЭР Алексей Улюкаев уверял, что ни одной из стран не будет выгодно падение цены на нефть до $60, а достижение этой отметки «нереалистично». А в сентябре глава «Роснефти» Игорь Сечин выражал уверенность, что цена не опустится ниже $90 за баррель.
После начала падения цен риторика изменилась. Вице-премьер Аркадий Дворкович 25 декабря прошлого года говорил, что «низкие цены на нефть сохранятся лишь несколько месяцев, после чего начнут движение к равновесному уровню $80 за баррель». Впрочем, уже в январе он же говорил о $25 за баррель как о вполне реальной перспективе. О цене $25 недавно говорил и глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов. А вот глава британской ВР Роберт Дадли на форуме в Давосе заявил, что, по прогнозам компании, в течение ближайших двух-трех лет цена барреля будет составлять $50–60. Оптимистичнее всех в своих прогнозах оказался глава итальянской Eni Клаудио Дескальци. На том же Давосском форуме он заявил, что через несколько лет цена барреля может подскочить до $200.
Аналитики американской Citigroup в начале февраля не исключали, что нефть продолжит падение и цена барреля достигнет $20. По их мнению, давление на котировки окажет рост добычи в США, которые уже вышли в мировые лидеры по итогам 2014 года, продемонстрировав суточную добычу на уровне 12,4 млн баррелей (около 16% мирового производства нефти).
Интересно, что Саудовская Аравия, которая в ноябре прошлого года пролоббировала решение Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) о сохранении квот на добычу и тем самым оказала дополнительное давление на нефтяные цены, как оказалось, в свой бюджет закладывала цену $80. Впрочем, саудовцы уверяли, что текущие цены в $50 их вполне устраивают. Российское правительство закладывает в бюджет-2015 уровень $50 за баррель. Причем это новая редакция бюджета, ранее в нем была заложена цена барреля $96.
Мудрее всех оказался управляющий инвестфонда Templeton Emerging Markets Марк Мобиус. В октябре прошлого года, когда баррель стоил $90, он прямо признал, что цены на нефть перестали поддаваться прогнозированию и могут как подняться до $100, так и снизиться до $60. При этом, по словам Мобиуса, даже если падение до $60 произойдет, это будет ненадолго.