Европейский центробанк (ЕЦБ) преподнес сюрприз новому греческому правительству, пришедшему к власти в результате досрочных выборов. ЕЦБ уведомил, что с 11 февраля прекратит принимать греческие гособлигации в качестве залога под новые кредиты. Действующая программа помощи Греции через выкуп облигаций была рассчитана до 28 февраля.
Ранее премьер Греции Алексис Ципрас попросил дополнительной финансовой помощи у ЕЦБ – выкупа краткосрочных облигаций на 10 млрд евро в дополнение к имеющемуся лимиту в 15 млрд евро.
ЕЦБ отказал Ципрасу. В сообщении ЕЦБ говорится, что решение не финансировать греческие банки под облигации принято в соответствии с правилами евросистемы. ЕЦБ дал понять, что не готов выделять средства, поскольку после смены власти в Греции не может прогнозировать успешное завершение программы реформ.
Это означает, что впервые со времени кризиса 2008–2009 годов Греция окажется в ситуации, когда не сможет обслуживать свой госдолг.
По данным Евростата на декабрь прошлого года, госдолг Греции составляет 315,5 млрд евро (176% ВВП).
Рука Москвы
Ужесточение правил, по которым ЕЦБ кредитовал греческую экономику, связано как минимум с двумя причинами, отмечают наблюдатели. И обе причины из области политики.
Дело в том, что новое правительство Греции, пришедшее к власти в результате досрочных парламентских выборов 25 января, возглавил лидер Коалиции радикальных левых сил Алексис Ципрас. Левая оппозиция пришла к власти на волне обещаний о том, что покончит с урезанием пенсий и зарплат госслужащим, сокращением других социальных обязательств.
Ципрас требовал упразднить тройку международных кредиторов Греции — это Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ. Эти структуры фактически осуществляли внешнее управление обанкротившейся страной, проводили аудит ее финансов и контролировали выполнение режима строгой бюджетной экономии и структурных реформ экономики.
Ровно противоположной позиции придерживается Германия – ключевой кредитор Греции. Канцлер ФРГ Ангела Меркель недавно в очередной раз призвала греков к жесткой экономии и заявила, что и речи о списании греческих долгов быть не может: это не в интересах немецких банков.
Кроме того, Ципрас дал понять, что Греция не поддерживает ужесточение санкций против России. Правда, позже он уточнил, что его правительство не против санкций, а лишь за соблюдение установленных процедур, предусматривающих консенсус всех членов Евросоюза при принятии важных решений, в частности по санкциям против России. Откровеннее высказался МИД Греции.
«Греция не должна занимать чью-то сторону или отказываться от исторических отношений, которые связывают ее с Россией. Но она может сыграть особую роль в развитии отношений (между ЕС и Россией — «Интерфакс»), став своего рода посредником», — цитировало главу МИД агентство EFE.
Первый звоночек
Резкие заявления новых греческих властей и досрочное свертывание ЕЦБ программы помощи грекам обвалили рынки, усилив опасения, что греческий кабинет министров может ввергнуть страну в финансовый хаос.
На этом информационном фоне европейские фондовые индексы снизились, сообщает Bloomberg. Индекс крупнейших предприятий еврозоны Dow Jones Euro Stoxx 50 опустился на 24,36 пункта (0,71%), до 3391,17 пункта.
Если действующую программу помощи Греции придется все-таки свернуть, ЕЦБ применит другую – программу экстренной помощи (Emergency Liquidity Assistance, ELA).
«Греческие банки по-прежнему будут иметь доступ к экстренному механизму предоставления ликвидности, который ЕЦБ вряд ли отзовет», — цитирует Bloomberg аналитика Royal Bank of Scotland Альберто Галло. Однако, по словам эксперта, «ЕЦБ дает сигнал о том, что не будет готов к оказанию помощи всегда и при любых условиях».
Кроме того, решение ЕЦБ приведет к росту стоимости заимствования для греческих банков. Программа под залог бумаг имела ставку 0,05%, в рамках ELA ставка составит 1,55%. Долговое бремя увеличится.
С долгами на выход
Если Греция и Евросоюз не договорятся, то дефолт может наступить в ближайшие месяцы. О «техническом» продлении срока действия нынешней кредитной программы обещал договориться глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Срок продления неизвестен.
Премьер Ципрас утверждает, что денег у правительства хватит до июня. До этого времени он намерен добиваться от Брюсселя погашения кредитов по новой формуле — в привязке к ВВП: если ВВП растет, выплаты по кредиту увеличиваются, не растет — снижаются. На обслуживание долга уходит сейчас около 5% греческого ВВП.
Мнения экспертов относительно перспектив Греции разделились. «Компромиссное решение возможно, потому что выход Греции из еврозоны означает начало конца для ЕС в целом», — говорит Юрий Амвросиев, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка.
Выход Греции из еврозоны тем не менее вполне возможен. Противоречия между декларируемым партией СИРИЗА курсом и позицией ЕС действительно выглядят неразрешимыми. Кому-то придется уступить — или Греции придется покинуть еврозону, отмечает Алексей Михеев, аналитик инвестиционного департамента ВТБ24.
«Не стоить считать, что выход Греции из еврозоны приведет к каким-то драматическим последствиям, ведь ВВП Греции составляет всего 1,8% еврозоны и в текущей ситуации не будет эффекта домино, которого так боялись ранее», — отмечает Михеев.
Остановка приема греческих облигаций в залог – это первый звоночек, считает Михеев. Если это не поможет, то в конце концов Грецию отключат от системы евро — стране придется вводить свою собственную валюту, которая будет значительно дешевле евро.
Если Греция распрощается с еврозоной и откажется от выплаты долга, то получит свои плюсы: туризм в Греции станет дешевым. Но есть и минусы: произойдет значительное падение уровня жизни греков. При этом российское эмбарго и курс евро по отношению к рублю летом усугубят ситуацию для Греции окончательно, так как экономика страны во многом завязана на сельское хозяйство и туризм, добавляет Амвросиев.