Экономикам Франции и Германии грозит «потерянное десятилетие» замедленного роста, низкой инфляции, высокого уровня задолженности и безработицы, считают власти этих стран. Министры экономики каждой из этих стран уже направили по отдельному запросу видным экономистам берлинской Высшей школы управления Херти с просьбой предложить пути решения проблемы. Об этом рассказывает американское издание The Wall Street Journal, которое ознакомилось с письмами.
Свежая статистика по Франции подтверждает опасения руководства страны. Так, уровень потребительских цен во Франции в сентябре 2014 года снизился на 0,4% по сравнению с предыдущим месяцем, свидетельствуют обнародованные во вторник данные Национального статистического управления Insee.
Инфляция во Франции в годовом выражении достигла минимума с октября 2009 года. Тогда в стране наблюдалась дефляция.
Еврокомиссия полагает, что по итогам 2014 года инфляция во Франции останется на уровне 1%, как и в 2013 году, а в 2015 году ускорится лишь до 1,1%. Поэтому Франция находится во главе коалиции ЕС, которая выступает за либерализацию политики ЕЦБ и более активное стимулирование потребления. Париж и Рим также борются за смягчение строгих правил относительно бюджетов стран – членов ЕС. Пытаясь уложиться в заданные уровни дефицита бюджета, государства вынуждены сокращать расходы, что только ухудшает ситуацию с потребительским спросом.
Германия на официальном уровне пока не говорит о наличии серьезных поводов для беспокойства.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле не устает повторять, что рецессии нет, есть замедление темпов роста. Он ожидает, что рост ВВП в 2014 году составит 1,5%. «Мы в Германии не видим причин для беспокойства и истерии», — заявил он в понедельник.
Немецкое правительство также выступает против активного стимулирования экономики еврозоны Европейским центробанком. «Рост в Европе не должен достигаться выписыванием чеков», — считает министр финансов Германии. Сам Шойбле призывает лидеров европейских государств продолжать проводить структурные реформы для стимулирования роста экономики и выступает против программы ЕЦБ по выкупу обеспеченных ценных бумаг.
«Совершенно ясно, что Франция должна что-то предпринять, и совершенно ясно, что Германия не собирается предоставлять бюджетных стимулов», — комментирует экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг.
Адресаты писем — французский экономист Жан Пизани-Ферри и немецкий политолог и экономист Генрих Эндерляйн — известны как критики позиции канцлера Ангелы Меркель в вопросах управления еврозоной.
Обращение к ним говорит о том, что стороны, вероятно, готовы пойти на уступки и смягчить свою позицию, полагает WSJ.
Впрочем, ученые пока официально не комментируют информацию о письмах от правительств Германии и Франции.
«Потерянное десятилетие» в еврозоне может совпасть с замедлением роста и в так называемых развивающихся странах. «Данные по 19 развивающимся странам, собранные исследовательской компанией Capital Economics, говорят о снижении потребительских расходов и во втором квартале до самого низкого уровня с 2009 года», — пишет Financial Times. Авторитетное издание констатирует, что мировому сообществу придется свыкнуться с новой реальностью, в которой медленные темпы роста характерны даже для некогда самых динамичных экономик. «Это новая норма, — констатирует главный экономист по развивающимся рынкам Capital Economics Нил Шеринг. — Так будет до конца этого десятилетия».
«В последние месяцы статистика совершенно очевидно указывает на замедление германской экономики, — говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров. — Вполне возможно, что в следующем году мы уже в Германии увидим нулевые темпы роста, это вполне вероятно». Промышленное производство Германии в августе сократилось больше, чем прогнозировали экономисты: по сравнению с июлем оно сократилось на 4% с учетом сезонных изменений (данные Министерства экономики). Это стало самым сильным снижением с января 2009 года. Объемы промышленных заказов снизились на 5,7%, что тоже самое значительное снижение с 2009 года.
Впрочем, внешние факторы также могут негативно сказаться на экономике ЕС, предупреждает эксперт.«Мы все оказались очень сильно взаимозависимы. Германия и Франция — это экономики, ориентированные на экспорт. Для них важное, если не первостепенное значение имеет состояние мировой экономики. Если мы будем видеть снижение в Азии, в том числе на спрос на экспорт из Европы, не очень устойчивое восстановление экономики США, это рикошетом скажется на Европе», — поясняет Тихомиров.
Поэтому у экономистов, к которым обратились министры финансов, совсем мало вариантов ответа.
«Что-то посоветовать очень сложно. Можно напечатать больше евро, поддержать своих производителей, но если на внешних рынках не будет спроса на те товары, которые они произведут, переориентироваться на внутренние рынки не удастся: емкость небольшая», — объяснил Тихомиров. — Европа опоздала со стимулированием, не решившись на него одновременно с США. Теперь только одновременные скоординированные усилия крупнейших экономик мира позволят Европе вновь запустить экономический рост».