В субботу Минэкономразвития направило в правительство обновленный социально-экономический прогноз по России, опираясь на который, правительство будет проводить в жизнь антикризисный план, а заодно сокращать бюджетные расходы на 10% (кроме защищенных статей – обороны и соцобязательств).
Согласно текущей оценке Минэкономразвития, ВВП России сократится в 2015 году на 3%. Предыдущая оценка министерства, данная в начале декабря прошлого года, составила минус 0,8% (тогда же власти впервые признали, что в 2015 году Россия все-таки скатится в рецессию). Таким образом, новая оценка МЭР стала ближе к консенсусу на рынке (рейтинговые агентства «большой тройки» и международные финансовые организации — МВФ, Всемирный банк, ЕБРР — ждут падения российского ВВП на 3–5,5% в 2015 году). Напомним, что в кризисный 2009 год экономика России сократилась на 7,8%.
Уточненный макроэкономический прогноз на 2015 год составлялся исходя из цены на нефть $50 за баррель. «Хотя эта оценка может показаться избыточно консервативной. Консенсус-прогноз на $10 выше», — сказал глава МЭР Алексей Улюкаев.
Эксперты рады, что правительство, наконец, «сняло розовые очки» (бюджет на 2015 год, подписанный президентом Владимиром Путиным в начале декабря, сформирован из расчета цены нефти в $96 за баррель и курса в 37,5 руб. за доллар). «Хорошо, что правительство опирается теперь на консервативную оценку с учетом большой неопределенности впереди», — отмечает аналитик БКС Владимир Тихомиров.
«Любой, кто следит за котировками, видит, что нефть марки Urals стоит примерно $47 за баррель. Мы явно находимся в ситуации затяжной ценовой войны, которая не закончится за две ближайшие недели. Поэтому разумно предположить, что долгие месяцы 2015 года мы проживем в условиях довольно низких цен на нефть», — говорит главный экономист Сбербанка Юлия Цепляева.
По ее словам, низкие цены на нефть дают в итоге более глубокий спад в экономике, который будет характеризоваться недополучением бюджетных доходов, более слабым рублем, а также сокращением потребления «из-за невозможности ожидания роста зарплат в номинальном выражении».
В середине января глава Минфина Антон Силуанов оценил, что при цене нефти $50 за баррель бюджет потеряет около 3 трлн руб. в 2015 году.
По оценке Минэкономразвития, потребительский спрос сократится с учетом существенного снижения реальных зарплат и реальных доходов. «Динамика потребительского спроса находится в отрицательных значениях: спад и по реальной заработной плате — более 9%, и по реальным доходам населения — более 6%», — сказал Улюкаев.
«В прошлом году мы видели избыточное потребление, особенно товаров длительного пользования. Была большая валютная нестабильность и высокая инфляция, из-за чего население «перепотребило». Очевидно, что в этом году потребление в любом случае должно сжаться», — считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
Кстати, инфляция, по подсчетам МЭР, в этом году ускорится до 12% против 11,4% в прошлом году, когда рост цен впервые с кризисного 2008 года вернулся к двузначному показателю (тогда она составила 13,3%). «Из-за разгона инфляции Центробанк не сможет существенно снизить ключевую ставку, так как формально ставка должна находиться выше уровня инфляции», — отмечает Тихомиров. В пятницу ЦБ снизил ставку с 17 до 15%.
«Причины для снижения можно выделить две. Первая – ЦБ послал сигнал, что ситуация на валютном рынке более или менее стабилизировалась, а значит, необходимости в супервысокой ставке нет. Вторая – это стало реакцией на политическое давление, которое оказывают на ЦБ парламент, правительство и Кремль: экономика скатывается в рецессию, поэтому логично, что от регулятора хотят смягчения монетарной политики, чтобы поддержать экономику», — рассуждает экономист.
По словам Тихомирова, последнее снижение ставки все-таки стоит рассматривать больше как символический жест, «потому что ставки и в 17% , и в 15% остаются неподъемными для большинства компаний».