Секретный рост цен
2015 год встречает россиян не только новыми надеждами, но и новыми ценами. Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, пик инфляции придется на март-апрель, когда рост цен в годовом выражении достигнет 15–17%. Впрочем, изменение стоимости непродовольственных товаров, в частности бытовой техники и электроники (БТиЭ), уже давно, минуя какие-либо официальные прогнозы, значительно превысило данные цифры.
Происходившие в четвертом квартале прошлого года скачки курса рубля серьезно повлияли на потребительские предпочтения и темпы продаж. Как рассказывали осенью «Газете.Ru» участники рынка, сезон новогодних покупок бытовой техники и электроники начался уже в ноябре, на несколько недель раньше обычного.
Серьезные скачки курса рубля, начавшиеся с декабря, только подогрели спрос: россияне вместе с покупкой валюты пытались спасти свои сбережения и покупками бытовой техники. Особенным спросом пользовались крупногабаритные и дорогие товары, например холодильники, телевизоры, ноутбуки.
После «черного вторника», когда курс доллара на время превысил 80 руб., а евро — 100 руб., пользователи соцсетей публиковали фотографии гигантских очередей, а некоторые компании фиксировали увеличение продаж в два раза.
В новом году россияне начали сталкиваться с последствиями ажиотажных покупок — январь ознаменовался продолжающимся ростом цен и малым количеством товаров на рынке.
В середине декабря один из участников рынка на условиях анонимности рассказывал «Газете.Ru», что только с нового года «стоимость товаров вырастет не меньше чем на 15%». При этом, обращал внимание источник, закупки товаров производились уже в декабре и по новому, очень высокому курсу. В новом году многие ритейлеры непродовольственных товаров также избегают официально называть какие-либо конкретные данные о том, как с декабря-января выросли цены на их продукцию.
Как заявил директор розничной сети электронного дискаунтера «Ситилинк» Александр Лозовский, в компании не было специального повышения цен «с нового года». «Назвать среднюю цифру изменения цен за декабрь-январь невозможно, поскольку у нас нет единой политики изменения цен, — сообщил он «Газете.Ru». — На какие-то товары цены выросли практически пропорционально изменению курса доллара, на какие-то не изменились совсем». В сети «Эльдорадо» цены держатся на уровне конца прошлого года, рассказала директор по связям с общественностью компании Ирина Цеплинская. Базовые цены в «Юлмарте» с начала года также пока не изменились, поскольку в настоящее время реализуются товары, закупленные в 2014 году, уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. В «М.Видео» коррекция цен на наиболее востребованные товары в диапазоне 10–15% произошла в декабре прошлого года. В MediaMarkt не смогли прокомментировать динамику роста цен.
По словам PR-менеджера интернет-ритейлера Ozon Марии Назамутдиновой, после увеличения закупочных цен у поставщиков компания подняла цены на многие товарные группы в среднем на 30%. Цены на продукцию большинства брендов повышались в течение декабря 2014 года, подтверждает руководитель пресс-службы компании «Связной» Мария Заикина. Уровень повышения составил от 10 до 40% в зависимости от бренда и вида гаджетов, сообщила она «Газете.Ru».
В непродовольственном ритейле, по сравнению с продовольственным, значительно меньше товаров отечественного производства, объясняет рост цен директор интернет-магазина «220 Вольт» Леонид Довладбегян.
«В нашей стране собирается крайне мало электроники, а для той, что производится у нас, зачастую нужны зарубежные комплектующие, которые, конечно, влияют на цену товара, — говорит он. — А вот продукт исключительно из наших комплектующих, отечественной сборки — большая редкость, его практически нет».
Все поднимают цены вслед за зарубежными поставщиками, добавляет Довладбегян. В компании, как и у других участников рынка, стоимость розничных товаров выросла, однако средний процент повышения «Газете.Ru» сообщить не смогли.
Некоторые фирмы в принципе отказываются комментировать данную тему и подтверждать саму корректировку ценников.
Как неофициально пояснили корреспонденту «Газеты.Ru» представители одного из участников рынка, руководство сети «боится нагнетать обстановку», особенно после декабрьских скачков курса валют.
Закупились на год вперед
Что касается количества товаров на рынке, то ситуация с курсовыми колебаниями дополнительно подстегнула интерес к БТиЭ и привела к тому, что многие покупатели совершали в декабре покупки, запланированные на 2015 год, говорят представители компании «М.Видео». Участники рынка в декабре испытывали проблемы, связанные с нехваткой складских запасов, отметил Довладбегян. По его словам, некоторые поставщики даже закрывали отгрузки в экстренном режиме из-за роста курса валюты.
Такая ситуация продолжается и в январе. «После декабрьских продаж, которые превзошли ожидания и производителей, и ритейлеров, недостаток ряда товаров наблюдается и в нашей сети, и на рынке в целом», — подтвердила «Газете.Ru» Заикина.
<2>Читатели «Газеты.Ru» также сообщают о сложностях с покупкой бытовой техники, например, об увеличении количества случаев несоответствия информации о наличии товаров. На сайтах некоторых интернет-магазинов БТиЭ часть товаров «в наличии» по факту отсутствует на складах, о чем можно узнать только после звонка оператора. Статус некоторых товарных позиций изменяется буквально на глазах.
По словам жительницы Подмосковья Екатерины, в некоторых торговых залах по стандартной цене пытаются реализовать даже дефектные товары, к примеру, с признаками серьезных внешних повреждений. Как утверждают в «Связном», ситуация может нормализоваться в конце января, когда ожидаются поставки крупных партий товара.
Впрочем, рост цен и отсутствие некоторых товарных позиций совпадают с традиционным для начала года снижением потребительского спроса, поскольку большая часть покупателей тратит средства на покупки в преддверии Нового года. Сейчас наблюдается существенная просадка спроса, и продажи держатся на низком уровне, подтверждает директор «220 Вольт». По его прогнозу, в 2015 году рынок может просесть на 20% по сравнению с прошлым годом. Сложностей ожидают и в других компаниях, поэтому фирмы уже сейчас готовятся поддерживать потребительский спрос. Например, как уточнил «Газете.Ru» заместитель генерального директора Ozon Дэнни Перекальски, компания готовится к изменениям спроса в сторону более низкого ценового сегмента и расширяет ассортимент в разных ценовых категориях. В интернет-магазинах «Юлмарт» планируют проводить скидочные акции на ряд товарных позиций.