Компания Facebook, владелец крупнейшей в мире социальной сети, увеличила чистую прибыль в третьем квартале почти в два раза — с $425 млн до $806 млн, говорится в отчете FB. При этом выручка в июле – сентябре выросла почти на 60%, до $3,203 млрд против $2,016 млрд годом ранее. Даже профильные аналитики не ожидали таких успешных показателей. Так, консенсус-прогноз экспертов Bloomberg давал выручку на уровне $3,1 млрд.
Соцсеть продолжает наращивать число участников. Число ее активных пользователей (тех, кто заходит в аккаунт не реже раза в месяц) на конец третьего квартала составило 1,35 млрд. Тогда как тремя месяцами ранее было на 1,32 млрд, а за год до этого — 1,19 млрд. Число тех, кто использует аккаунт ежедневно, выросло до 864 млн по сравнению с 829 млн во втором квартале этого года и 728 млн в третьем квартале 2013-го. Именно эти пользователи приносят Facebook дополнительную выручку, поскольку увеличивают количество персональных данных, которые можно использовать для рекламы.
В рекламной выручке растет доля доходов от рекламы на мобильных устройствах: около 66% по сравнению с 62% в апреле – июне этого года и 49% — в июле – сентябре 2013-го.
«В ближайшие 10 лет мы сосредоточимся на том, чтобы изменить мир так, чтобы воплотить нашу миссию — объединить в соцсеть весь мир», — заявил, комментируя отчетность, глава и сооснователь Facebook Марк Цукерберг.
Ближайшие планы — увеличить число ежедневно активных пользователей как минимум до 1 млрд. «Нам не так интересно делать бизнес на продуктах, которым пользуется менее 1 млрд человек», — заявил Цукерберг.
Среди приоритетных направлений развития — расширение возможностей в создании контента, работа с видео и новостями. Цукерберг намерен целенаправленно привлекать в соцсеть известных людей — политиков, артистов, спортсменов.
Facebook предупредил, что собирается увеличить затраты на 55–75%: будет расширен штат и вложены средства в развитие новых продуктов.
Однако четвертый квартал может оказаться не таким удачным. Прогноз компании разочаровал аналитиков.
Facebook планирует увеличить выручку на 40–47% относительно аналогичного периода прошлого года — до $3,6–3,8 млрд. Тогда как эксперты, опрошенные Bloomberg, ожидали, что прогноз выручки будет на уровне $3,73 млрд. Если консервативный прогноз FB оправдается, это будет самый слабый квартальный рост с января – марта 2013 года, когда выручка выросла лишь на 38% (данные Bloomberg).
В итоге подорожавшие на основной торговой сессии до $80,77 акции Facebook на дополнительных торгах подешевели до $71,65.
При этом с начала года акции FB подорожали на 48%, доведя капитализацию соцсети до $209 млрд.
В целом показатели Facebook продолжают приятно удивлять экспертов Особенно на фоне вышедшего на день раньше квартального отчета Twitter. Сервис микроблогов хоть и показал рост выручки на 114%, до $361 млн, однако убыток компании увеличился почти в три раза — с $64,6 млн до $175,5 млн. Акции компании подешевели после этого на 9,6%, а с начала года — на 24%. Аудитория составляет 284 млн активных посетителей.
«Объявленное летом развитие финансового направления (аналог моделей онлайн-банкинга) сделало мощный PR и заметно увеличило интерес рынка к сети. Инвесторам нравятся такие развивающиеся истории с растущим кэш-флоу. После IPO пришлось ждать около года, чтобы акции вернулись к уровням выше размещения, однако теперь тот факт, что бизнес-модель себя оправдала, говорит об успешности проекта как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе», — отмечает директор по маркетингу Локо-банка Денис Зверик. «Позитивные финансовые показатели Facebook в основном связаны с успешным менеджментом и довольно удачными сделками M&A. Так, приобретение Instagram, которое обошлось в $1 млрд и которое многие считали финансовой убыточной, позволило соцсети сохранить динамику роста общего числа пользователей, а также увеличило доходы от продажи рекламы», — считает аналитик ИК «Русс-Инвест» Мария Шишкина.
Главное, что обеспечивает успех FB, — масштаб аудитории, считают аналитики, опрошенные «Газетой.Ru».
«Facebook — социальная сеть, объединяющая свыше 1 млрд аккаунтов. Таких результатов не добивалась еще ни одна социальная платформа в мире. Учитывая такое количество участников, неудивительно, что сеть невероятно привлекательна для рекламодателей. По состоянию аккаунтов уже доказано, что свою социальную страницу хоть раз в неделю посещают 85% всех зарегистрированных пользователей. На фоне такой активности целевая аудитория оказывается более заинтересованной, чем где-либо, и это еще один аргумент в пользу дополнительного продвижения рекламного концепта», — говорит руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. «Феномен Facebook еще и в том, что эта сеть смогла прижиться в различных культурах», — обращает внимание Зверик. «Один пользователь в США приносит выручки в шесть раз больше, чем один пользователь из Азии, — отмечает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-банка Роман Ермаков. — И на Facebook в основном зарегистрированы офисные работники, которые приносят компании почти $250 с человека».
«Главный секрет успеха бизнес-модели Facebook — в ее простоте: Цукерберг не стал усложнять схемы взаимодействия пользователей соцсети и отношения с рекламодателями в отличие от многих других интернет-сервисов. Благодаря этому соцсеть имеет широкую популярность по всему миру», — считает Шишкина.
Все это сделало Facebook очень дорогим брендом. «Согласно рейтингу General Sentiment, бренд Facebook обошел по своей стоимости бренды Apple и Google. Показатель стоимости Facebook составил $751 млн, в то время как Apple оценен в $657 млн, а Google — в $547 млн», — напоминает Деев. Речь идет о рейтинге GS от октября 2012 года
Аналитики прогнозируют, что интерес к Facebook со стороны рекламодателей и инвесторов будет сохраняться еще долгое время. «Facebook — неиссякаемая золотая жила потребительского внимания, интерес к которой может пропасть только тогда, когда люди перестанут общаться. Другими словами, вероятность того, что это произойдет, ничтожна, а значит, уже выстроенная бизнес-модель социальной компании больше походит на вечный двигатель», — говорит Деев. «В Facebook можно найти потенциальных клиентов с любым доходом, вплоть до владельцев многомиллиардных состояний. Кроме того, позиционирование своей компании в сети стало считаться хорошим корпоративным тоном, из-за чего даже те компании, которые не рассчитывают на розничный сегмент, все равно активно продвигаются в сети и используют SMM-инструментарий», — добавляет Зверик.
Впрочем, есть и более сдержанные оценки. «Мы полагаем, что свой экспоненциальный рост компания уже не сможет повторить, так как в США и Европе дальнейшее развитие будет не таким интенсивным, а азиатский регион не сможет в ближайшее время стать драйвером роста, хотя в капитализацию компании заложены перспективы массивной экспансии в АТР. Также не стоит сбрасывать со счетов то, что люди могут уходить из данной социальной сети, так как эффект новизны уже исчерпан», — скептичен Ермаков.