Сразу несколько крупнейших банков мира решились на необычный шаг: они устанавливают отрицательные процентные ставки по депозитам в евро для крупных клиентов, сообщает MarketWatch.
Теперь компаниям, ведущим дела в еврозоне, придется платить за хранение денег в банке.
Так, Bank of New York Mellon 16 октября сообщил о том, что вводит ставку по депозитам в евро в размере –0,2% годовых. Источники сообщают, что Goldman Sachs Group и JPMorgan Chase & Co., обошедшиеся без публичных объявлений, тоже начали брать плату за хранение денег с крупных клиентов. Credit Suisse Group AG пообещал, что ставки не изменятся для остальных валют, и ввел отрицательную для вкладов в евро, сообщают клиенты.
Вскоре то же самое может сделать HSBC в отношении депозитов в размере свыше €10 млн, сообщают источники. Это должно сократить наплыв желающих перевести свои вклады в HSBC от конкурентов, успевших установить отрицательные ставки раньше. Официально HSBC пока заявляет, что «следит за ситуацией». Ставки, скорее всего, будут отличаться в разных банках, говорят источники.
Это закономерное следствие политики европейского регулятора.
ЕЦБ впервые в истории сделал ставку по депозитам отрицательной в июне 2014 года. С этого момента коммерческие банки, размещающие свободные денежные средства в ЕЦБ, не только не получают за это процентов, но и, по сути, штрафуются.
Благодаря этому, как рассчитывало руководство ЕЦБ, вместо хранения денег вкладчиков себе в убыток банки станут охотнее выдавать их в качестве кредитов.
В июне ставка была –0,1% годовых, в сентябре она была понижена до –0,2%. После этого банки и начали перекладывать издержки на клиентов.
ЕЦБ таким образом надеется снизить курс евро, запустить инфляцию, подстегнуть рост производства. Слабый евро выгоден (дает дополнительное конкурентное преимущество) экспортерам (а «локомотив» зоны евро — Германия, один из ведущих мировых экспортеров), а также бизнесу, конкурирующему с импортом.
Правда, на курсе евро в России это мало сказывается. Во вторник он установил очередной исторический рекорд: официальный курс ЦБ на среду составил 52,65 руб./евро.
Отрицательные ставки по депозитам как у коммерческих банков, так и у регуляторов — довольно распространенный прием. Еще в 1970-х годах в Швейцарии банки установили отрицательные ставки, чтобы снизить привлекательность депозитов и опустить курс швейцарского франка. В 2012 году в трудной экономической ситуации после мирового финансового кризиса Credit Suisse и UBS вводили отрицательную ставку по депозитам. В 2011 году BNY Mellon заявлял о намерении ввести такую оплату хранения денег на депозитах, но позднее отказался от этого плана. Пресс-секретарь BNY Mellon отмечает, что в 2011 году проблема «разрешилась сама собой», поскольку количество желающих положить деньги на депозит поубавилось. «Сегодняшняя ситуация с евро, похоже, еще долго не изменится», — отмечают в BNY Mellon.
Сегодняшние действия банков имеют особенное значение, поскольку крупнейшие банки принимают это решение одновременно, оставляя клиентам не так много альтернатив.
«Раз уж мы дошли до отрицательных ставок в еврозоне, мы ожидаем, что это будет длиться довольно долго, — говорит экономист чикагского банка Northern Trust Corp. Питер Йи. — Это не закончится в следующем году».
В первую очередь пострадают компании, специализирующиеся на инвестициях, — хедж-фонды и управляющие компании.
Фонд взаимных инвестиций Vanguard Group подтвердил, что уже столкнулся с ограничениями. Но и крупные международные концерны, имеющие дела с Европой, также будут среди потерпевших. В BNY Mellon примерно 15% депозитов открыты в евро, уточнил финансовый директор Тодд Гиббсон.
Клиенты уже начинают подыскивать другие варианты размещения средств, рассказывают банкиры. В качестве замены предлагаются инвестиции на фондовом рынке.
По мнению экономиста Treasury Strategies Энтони Карфанга, массовость перехода на отрицательные ставки по депозитам может сделать это более приемлемым в глазах клиентов. «Так это смотрится гораздо лучше», — говорит он.
«Вопрос о повышении ставок ЕЦБ сейчас, когда экономика еврозоны скатывается в рецессию, не стоит. Ставки сохранятся низкими в течение всего следующего года, а может быть, это удел еврозоны на следующие несколько лет», — рассказал «Газете.Ru» главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
«Валютные активы превышают пассивы, объем средств измеряется суммой под $300 млрд, но они хранятся не только в Европе, но и в США. Банки будут сокращать валютные активы, но не из-за политики ЕЦБ, а из-за нехватки других источников для выплат», — рассуждает научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов.
По мнению аналитика, вряд ли стоит в сложившихся условиях ожидать серьезного притока средств в Россию.
«Если речь идет о коммерческих операциях, где главная цель — получение доходности, то ставки повлияют. Но если речь в первую очередь идет о сохранении, то на первый план выходит вопрос надежности. И с этой точки зрения отрицательные ставки не настолько велики, чтобы отпугнуть клиентов. Не думаю, что российские компании начнут выводить деньги из этих банков в Россию, потому что здесь деньги будут подвержены гораздо большей опасности», — говорит Пухов.