Вице-президент «Турпомощи» Дмитрий Горин заявил, что в настоящее время в фонде ассоциации осталось 30 млн руб.
«В нашем фонде было 369 млн, которые, к счастью, два года не расходовались», — приводит ИТАР-ТАСС слова Горина.
Он подчеркнул, что ассоциация обратилась к своим участникам с просьбой внести добровольный взнос за 2015 год. «Турпомощь» надеется таким образом получить 200 млн руб.
Вице-президент «Турпомощи» рассказал, что ежегодно за рубеж выезжают 18 млн российских туристов. В текущем году 100 тыс. человек пострадали от туроператоров, приостановивших свою деятельность или занимавшихся мошенничеством.
Куда ушли деньги
Основной причиной расходования 90% фонда «Турпомощи» послужила череда банкротств российских туроператоров в летний туристический сезон. 10 сентября туроператор «Южный крест» заявил о приостановке своей деятельности. На тот момент компания отправила за рубеж около 5,8 тыс. туристов, а количество проданных «Южным крестом» туров достигало 12 тыс. путевок.
Помимо этого «Южный крест» задолжал более 400 млн руб. авиакомпании «Ютэйр». После информации о количестве пострадавших Следственный комитет России возбудил уголовное дело, обвиняя руководство компании в мошенничестве в особо крупных размерах. Отмечается, что ущерб от мошенничества может составить сотни миллионов рублей.
2 августа о приостановке деятельности объявила турфирма «Лабиринт», ранее такая же участь постигла и «Идеал-тур». «Идеал-тур», который являлся агрегатором чартерных рейсов, задолжал авиакомпании «Оренбургские авиалинии» около 1,5 млрд руб. Тем временем Следственный комитет, возбудивший уголовные дела против собственников «Лабиринта» и «Идеал-тура», заявил, что компания «Лабиринт» похитила не менее 100 млн руб., полученных от клиентов.
В результате по меньшей мере 20 тыс. россиян не смогли вовремя вернуться с курортов, а их эвакуацией занялась «Турпомощь».
12 августа все туристы обанкротившихся компаний вернулись в Россию.
В конце июля свою деятельность «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта» приостановил один из старейших туроператоров России — петербургская компания «Нева». Турфирма, входившая в тройку крупнейших в Санкт-Петербурге, заявила о готовности оказывать туристам, находящимся за пределами России по путевкам компании, «всяческую помощь и моральную поддержку, в том числе по возвращению на родину».
На тот момент за границей находилось около 6 тыс. клиентов «Невы», а количество тех, кто из-за действий туроператора не сможет отправиться на отдых, составляло от 17 тыс. до 20 тыс. человек. 25 июля турфирма «Роза ветров Мир» объявила о приостановке своей деятельности. За границей находились 130 клиентов компании, на ближайшие месяцы планировали отдых почти 800 туристов «Розы ветров Мир».
«Оставшихся на текущий момент у «Турпомощи» резервов хватит на спасение разве что одного, максимум двух туроператоров средних размеров», — рассказал «Газете.Ru» участник туристического рынка.
Правительство предлагает скинуться
Ситуация в российской туриндустрии активно обсуждается и в правительстве. В начале сентября премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору совместно с Минкультуры России до октября разработать и представить варианты изменений в нормативные правовые акты, направленные на защиту прав потребителей туристских услуг.
В Минкульте уже выступили с предложением об изменении порядка финансового обеспечения туроператоров. «Для туроператоров, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, сумма останется прежней — 500 тыс. руб. Для туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, в 2015 году размер финобеспечения составит 3% от общей годовой прибыли от реализации турпродукта, с 2016 года — 5%», — заявил в понедельник министр культуры Владимир Мединский.
Помимо этого в ведомстве предлагают сформировать специальный реестр турагентств и туристических агентов, запретив не попавшим в этот список предпринимателям заниматься туристической деятельностью.
Впрочем, не дожидаясь принятия изменений в закон о туризме, российские власти уже начали принимать меры по защите туристов. Так, в понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому туроператор обязан выдать туристам все необходимые документы, включая авиабилеты в обе стороны, за сутки до вылета.
«Подписал постановление, которое будет способствовать повышению правовой защищенности туристов… Теперь туроператоры обязаны за сутки до путешествия передавать своим клиентам на руки все необходимые документы, в том числе билеты туда и обратно, даже в тех случаях, когда речь идет о чартере», — заявил он на встрече с вице-премьерами.
По его словам, теперь при оформлении авиабилета в электронном виде будет выдаваться выписка из автоматизированной системы, которая будет содержать данные о перевозках.
Участники рынка уже заявили, что эти требования трудновыполнимы. «Правило само по себе нужное, и понятно, что разработчиками движет желание помочь туристам. Но в реальных условиях турбизнеса это — формальность. Потому что выполнение этих требований не зависит от туроператора», — рассказала «Интерфакс-Туризм» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Она пояснила, что и перевозчики, и консульства, как правило, выдают документы в последний день перед вылетом. И если на авиакомпании еще можно как-то повлиять, но дипмиссии живут по законам своих стран, и сделать с этим туркомпания ничего не может.