Германия потеряет 25 тыс. рабочих мест в случае введения масштабных экономических санкций против России, заявил председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес.
Комитет представляет интересы немецкого бизнеса в Восточной Европе. «Этот кризис отравляет условия ведения бизнеса и в России, и на Украине, — отметил Кордес. — Поэтому мы надеемся, что все его участники остановятся и используют существующие возможности для деэскалации конфликта».
Западные бизнесмены, и не только в Германии, экономически сильно связанной с Россией, продолжают борьбу с политиками за то, чтобы те не вводили серьезных санкций. Они также упирают на возможные потери рабочих мест. Промышленники рассчитывают, что политики на Западе, в отличие от некоторых других стран зависящие от воли избирателей, прислушаются к подобным аргументам. Тем не менее американское руководство продолжает давить на своих европейских коллег и, пока только на словах, не советует своим бизнесменам инвестировать в Россию.
Впрочем, статистика пока не свидетельствует о серьезных проблемах, скорее наоборот.
Несмотря на все политическое давление на бизнес, экспорт из США (власти которых больше всех грозят санкциями) в Россию в мае достиг рекордной отметки $1,2 млрд, что на 21% больше, чем было в апреле. Однако это может оказаться и подтверждением общей тенденции — американцы спешат наторговаться, перед тем как такая возможность будет утрачена.
В Европе обеспокоены еще больше, тем более что политическая напряженность уже серьезно отразилась на немецкой экономике. «Санкции еще не введены, но ими сотрясают воздух, что приводит к значительному спаду экономического развития», — отметил Кордес.
За первые четыре месяца 2014 года экспорт из Германии в Россию сократился на $2,3 млрд (14%). За тот же период вывоз товаров на Украину снизился на 31% из-за нарушения связей страны с Россией. Всего же, по словам немецких предпринимателей, около 300 тыс. рабочих мест связаны с совместным бизнесом, в России активно работают 6,2 тыс. немецких компаний.
Падение этих показателей, в принципе, уже критично для экспортно ориентированной немецкой экономики. Но если еще и официально будут введены какие-то экономические ограничения, потери могут возрасти, и их ощутят все. Дело не ограничится массовыми увольнениями. Ожидается, в частности, что сразу после введения санкций в Германии взлетят цены на бензин.
Германия наиболее уязвима к возможным санкциям против России, отмечает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Ковалев. И дело не только исключительно в тесной связи с экономикой России.
Больше всего пострадает энергетическая отрасль. Даже несмотря на то, что страна довольно активно переходит на альтернативные и возобновляемые источники энергии, Россия остается основным поставщиком энергоносителей в Германию, занимая львиную долю в ее энергобалансе. Большой урон понесет автомобилестроение, продукция которого широко представлена на рынке России, указывает эксперт. Но и масса других, менее значимых отраслей неизбежно пострадают от санкций.
Так или иначе, будет затронута большая часть бизнеса Германии.
Ситуация усугубляется тем, что Германия в меньшей степени эволюционировала в сторону постиндустриальной модели, основа ее экономики — промышленность и торговля, а не рынки капиталов, продолжает Ковалев. Вышеперечисленные сферы, энергетика и автомобилестроение в особенности характеризуются длинным и объемным производственным циклом и использованием большого количества рабочих рук. Поэтому любое сокращение производства вызывает проблемы.
Потеря 25 тыс. рабочих мест — это вполне вероятно, считает эксперт.
Такое развитие ситуации серьезно подорвет конкурентоспособность немецкой экономики и неизбежно негативно скажется на всем Евросоюзе, локомотивом которого Германия и является.
Также возможны проблемы и у единой европейской валюты, заключает Ковалев.
В итоге неизвестно, кто больше пострадает от принятия санкций. В случае их введения России придется экономически переориентироваться на Азию. И здесь открываются некоторые возможности, тем более что этот процесс уже начался ранее, еще до обострения отношений России с Западом.
«Резкое увеличение импорта из Азии началось в середине 1990-х годов, а существенное смещение экспорта в сторону Азии прослеживается с 2009 года, — отмечают аналитики компании «Сбербанк КИБ» Кингсмилл Бонд и Андрей Кузнецов. — В 2013 году, после пяти лет быстрого укрепления связей с Азией, на ее долю приходилось 22% российского экспорта и 33% импорта. Кроме того, напрямую в Азию поставлялось 11% российского экспорта углеводородов. Потенциал роста далеко не исчерпан. Доля китайского импорта в экономике России такая же, как в сопоставимых странах мира, однако доля Китая в российском экспорте сравнительно невелика. На азиатские банки приходится 9% зарубежных кредитов, выделенных России, а азиатские инвесторы владеют лишь 3% иностранных вложений в российские акции, находящиеся в свободном обращении».