Канада не будет вводить санкции против глав госкорпораций «Роснефть» Игоря Сечина и «Ростех» Сергея Чемезова. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники в правительстве Канады.
Это решение отличается от ранее объявленной официальной позиции Канады, которая могла поразить в правах Сечина и Чемезова на своей территории, вслед за решением США.
Штаты ввели санкции против Сечина и Чемезова 28 апреля, вписав этих людей и еще пятерых чиновников в ранее составленные «проскрипционные списки», и обосновали это тем, что Россия не выполняет решений относительно действий на Украине, принятых на четырехстороннем совещании в Женеве 17 апреля.
Санкции США включают в себя визовые ограничения (запрет на вьезд) и заморозку активов на территории страны. В этом и кроется возможный отказ Канады поступить по примеру Америки:
Канада не хочет вредить своей экономике на потребу политикам. Хотя ранее премьер-министр страны Стивен Харпер уверенно заявлял, что политика Канады «не будет формироваться под интересы коммерции». Теперь же, очевидно, возобладал здравый смысл (или лоббизм).
Если Канада поступит по примеру США, ее бизнес лишится не одного миллиарда долларов. «Мы будем продолжать оказывать давление на Россию и вводить санкции вместе с нашими союзниками, но мы также будем обращать внимание на широкие интересы Канады, — цитирует Reuters свой источник. —
Нашей целью являются санкции против России, в применении этих санкций не предусматривается наказание канадских компаний».
Реакции США на этот демарш пока не последовало. Нежелание Канады вводить санкции против Чемезова и Сечина не вызвало, по всей видимости, разногласий с США, отмечает Reuters. Как заявил представитель Белого дома, США высоко ценят сотрудничество с Канадой и другими партнерами.
Канада — довольно влиятельное государство, член «большой восьмерки» и в состоянии действовать самостоятельно, без оглядки на США, отмечает партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Право» Александр Ермоленко. В качестве примера эксперт приводит Кубу: несмотря на ее блокаду со стороны США, канадцы более или менее открыто работают с кубинцами, действуют в своих интересах без оглядки на Соединенные Штаты.
Дочерняя компания «Роснефти» RN Cardium Oil в августе 2012 года приобрела у ExxonMobil 30% участка Харматтан в нефтегазоносном бассейне в провинции Альберта. Санкции против Сечина и «Роснефти» означали бы заморозку работ на нефтеносном участке, а значит, и потери местных фирм и подрядчиков, участвующих в разработках, строящих инфраструктуру, поставляющих оборудование и т.д., указывает Ермоленко. «Пласт Кардиум» является одним из наиболее востребованных перспективных активов с трудноизвлекаемыми запасами нефти», — отмечает руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталия Самойлова. «Суммарная площадь участков — 58,6 тыс. акров (235 кв. км). В настоящий момент добывается около 3,5 тыс. тонн сырой нефти в день, — подсчитывает ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев. — Так что, если разработку проекта заморозить, потери будут колоссальными. Достоверно оценить ущерб крайне трудно, ведь это зависит от продолжительности санкций».
«Ростех» и Bombardier заявили о создании совместного предприятия (СП) на паритетных началах в рамках авиасалона МАКС-2013. Корпорация намеревалась в 2014 году построить в Ульяновске завод по сборке двухмоторных турбовинтовых среднемагистральных самолетов Bombardier Q400. Уже сейчас можно сказать с точностью, что Bombardier потеряет сразу же порядка $3,4 млрд, так как именно на эту сумму у него уже есть заказ по производству, указывает Самойлова.
Россия в лице главы Министерства промышленности и торговли Дениса Мантурова ранее заявляла, что в свете возможных санкций совместный проект «Ростеха» и Bombardier находится под угрозой. То, что из-за санкций этот проект может быть «отложен», говорил и глава Bombardier Пьер Бодуэн, который еще в марте встречался с правительственными чиновниками в Оттаве и обсуждал с ними свои зарубежные бизнес-интересы.
В случае если бы решение госорганов Канады не было признано форс-мажором, Bombardier, помимо упущенной выгоды, должен был выплатить неустойку из-за срыва проекта СП, не исключает Ермоленко. Но все зависит от деталей контракта и решения суда.
«В принципе, если компания вошла в контракт и отказывается его выполнять, неустойки должны начисляться», — говорит он.
Но потенциальный ущерб канадскому бизнесу не исчерпывался только потерями в уже имеющихся проектах. «Одними убытками от заморозки нефтяного участка в случае введения санкций Канада не отделается. В планах российской компании также покупка еще и некоторых участков в Мексиканском заливе, которые тоже принадлежат канадским компаниям, — перечисляет Неустроев. — Поэтому
санкции против «Роснефти» потенциально приостановили бы еще несколько проектов». «Дело не ограничивается конкретными проектами, речь идет о развитии бизнес-отношений в принципе, и сейчас сложно вообще оценить все возможные убытки Канады», — указывает старший вице-президент ФГ БКС Алексей Евсютин.
Политическое решение Канады, обусловленное бизнес-интересами, соответствует тому, как в целом выглядят и будут выглядеть решения Запада относительно России. «По большому счету, политика стран, которые вводят санкции, такова, что они не переступают определенную черту, — отмечает Евсютин. — Они показывают свое недовольство, но
санкции не затрагивают людей, у которых сколь-нибудь серьезный (для западных экономик) бизнес за рубежом. Политикам приходится договариваться внутри страны и с бизнесом, который категорически против введения санкций».
И даже наиболее жесткие в риторике Соединенные Штаты учитывают этот фактор, и их санкции совсем не вредят их бизнесу, скорее наоборот. «Американцы в том числе пытаются заменить Россию в поставках газа в Европу», — отмечает он.
Но независимое от США поведение Канады, как и ранее Евросоюза, в вопросе санкций ограничивает возможности для Штатов. «Они более агрессивны, но очень хорошо понимают, что
если это будут санкции только со стороны США, то они не будут иметь какого-то серьезного эффекта», — отмечает Евсютин.