Украина подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом на саммите глав государств и правительств в Брюсселе. Нынешняя попытка Украины подружиться с ЕС будет не первой. Киев планировал подписать документ еще на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе в ноябре прошлого года.
Но тогда правительство Украины во главе с Николаем Азаровым неожиданно заблокировало подписание, обосновав это желанием минимизировать неизбежные потери украинской экономики от сближения с ЕС. А украинский президент Виктор Янукович недвусмысленно заявил, что интеграция без компенсации невозможна. Украине потребуется не менее €20 млрд в год для сглаживания негативных последствий, подсчитали в Киеве.
Эксперты не исключали, что Азаров и Янукович специально назвали астрономические суммы, чтобы спровоцировать ЕС на приостановку интеграции и для сближения с Россией.
Всего до 2017 года Украине потребуется €160 млрд, если исходить из подобных же затрат на адаптацию к ЕС Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, убеждал еврокомиссаров Янукович. Но Европа на такие условия не согласилась. Торг и игры с цифрами неуместны, возразили в Брюсселе. Соглашение об ассоциации – это «сближение, процветание и инвестиции». Но никаких компенсаций.
В итоге Киев согласился подписать с ЕС только политическую часть соглашения, предусматривающую соблюдение демократических принципов в управлении государством, уважение прав человека, основополагающих свобод и верховенства права. А на поддержку украинской экономики Янукович выбил кредит в Москве – $15 млрд. Из них $3 млрд Киев получил немедленно. Эти метания между Брюсселем и Москвой стали отправной точкой политического кризиса на Украине, который продолжается до сих пор.
Политическая часть соглашения – это набор деклараций без конкретных механизмов исполнения: от сторон требовалось действовать на основе общих ценностей и общих принципов, содействовать сотрудничеству, безопасности, стабильности и т.п. «Фактически от Украины не требовалось претворения этих деклараций в жизнь. Этого и не произошло. То, что происходит сейчас на территории Украины, никак не соотносится с теми общими ценностями, о которых говорится в политической части соглашения. Но на это в ЕС закрывают глаза», – отмечает Игорь Путинцев, эксперт в области международной политики и международных отношений Центра научной политической мысли и идеологии.
Теперь Украина намерена подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Но вопрос об экономических последствиях такого шага как для самой Украины, так и для России до конца не прояснен.
Это признал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, согласившийся на предложение России о проведении консультаций в трехстороннем формате: Евросоюз, Россия, Украина, а также Молдавия и Грузия. (Две последние страны также подписывают 27 июня соглашение об ассоциации с ЕС и получат схожие проблемы от сближения с европейским рынком.)
Москва в четверг дала добро на проведение консультаций. «Безусловно, подобные встречи следовало бы проводить до подписания столь важных документов. Ранее российская и украинская стороны предлагали трехсторонний формат консультаций, однако Брюссель отверг их», – заявил в четверг МИД России.
МИД настаивает на том, что заключение европейского соглашения с Украиной, Молдавией и Грузией «способно навредить российской экономике в результате разрыва кооперационных и сокращения торгово-экономических отношений с нашими соседями». В случае если соглашения с ЕС негативно отразятся на зоне свободной торговли СНГ, Москва примет защитные меры, заявил в четверг глава МИД России Сергей Лавров.
Опасения российской стороны небеспочвенны. Украина (как, впрочем, и Молдавия) пользуется преференционным режимом торговли с Россией. А отношения России с Грузией после смены власти в этой стране и перехода экс-президента Михаила Саакашвили на должность советника Петра Порошенко только начали восстанавливаться. Россия вправе защитить свой рынок в сегментах чувствительных для ее экономики товаров (автомобили, лекарства, мебель, продукция сельского хозяйства и т.п.) и ввести с этой целью заградительные пошлины, считает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Он полагает, что через Украину в Россию могут быть ввезены относительно дешевые товары из Европы и это подорвет позиции отечественного рынка. Кроме того, есть опасения, что на Украину хлынут товары низкого качества, не нашедшие спроса в Европе.
И эти товары также могут оказаться в России, если не будет отменен преференционный режим торговли с Украиной.
Но это не значит, что сразу после подписания соглашения в Россию через Украину пойдет поток дешевых европейских изделий. «Европа, чтобы не убить рынок Украины, сохранила квоты на импорт из ЕС многих товаров. Квоты будут действовать от пяти до десяти лет, отменяться они будут поэтапно», – пояснил «Газете.Ru» Игорь Андрусик, начальник отдела стратегического развития IBI-Rating.
При этом украинский рынок в большей степени зависим от российского и по итогам текущего года экспорт в Россию снизится на 80%, если Россия будет вынуждена отказаться от льгот и преференций для украинских товаров, считают эксперт IBI-Rating Андрусик. Больше других пострадают такие отрасли, как металлургия, авиационная и машиностроительная промышленность, продукция сельского хозяйства, пищевая промышленность, ВПК.
Тем не менее Россия не сможет ввести для Украины пошлины, превышающие те, что действуют сейчас в ВТО. Дело в том, что и Россия и Украина – члены ВТО. Если Россия введет «суверенные» пошлины, противоречащие нормам и правилам ВТО, Украина сможет их оспорить. Правда, на судебные разбирательства уйдут годы и за это время инициаторы иска успеют стать банкротами, добавляют аналитики «Сase-Украина».
По расчетам компании, членом ЕС Украина может стать через пять-семь лет. «Украинский бизнес вдохновлен примером Польши. Но тот факт, что Турция уже несколько десятилетий является безнадежным кандидатом в члены Евросоюза, в расчет не берется», – говорят эксперты.
У России пока нет согласованной позиции о размере пошлин для Украины, считает Портанский. «Россия давно могла бы закрыть свой рынок, не дожидаясь саммита в Брюсселе. Но возражают Казахстан и Белоруссия. Они за мягкое решение относительно Украины. Им выгодно не сворачивание торговли, а ее поддержка», – говорит Портанский.
Впрочем, Россия сможет ввести заградительные пошлины в одностороннем порядке, не спрашивая согласия партнеров по Евразийскому союзу. Но такое решение поставит под удар стабильность самой идеи евразийства, добавляет эксперт. То, что России предложили участие в трехсторонних консультациях об ассоциации Украины и ЕС, не более чем формальный жест: эти консультации следовало проводить не после, а до подписания договора об ассоциации.
«В ходе этих консультаций не могут быть приняты никакие содержательные решения: договор между Украиной и ЕС уже будет подписан, и Россию просто поставят перед свершившимся фактом», – резюмирует Путинцев.