Россия полностью зависит от таких компаний, как Exxon Mobil, BP или Halliburton, поскольку без западных высоких технологий никогда не сможет извлечь нефтяные ресурсы, оцениваемые в $8,2 трлн. С такого заявления начинается материал агентства Bloomberg.
Этот сценарий грозит России в случае принятия так называемого пакета санкций третьей ступени, который распространит ограничения не на компании или личности, а на целые отрасли. Данная тема была поднята накануне помощником госсекретаря США Викторией Нуланд. Соединенные Штаты, по ее словам, активно контактируют с Европой в вопросе выработки новых санкций в отношении России.
«Сейчас ведется работа над серией санкций в энергетическом секторе, банковском секторе, в сфере обороны», — сказала Нуланд.
Это не первое упоминание подобных санкций. В мае Financial Times со ссылкой на источники писала, что США и ЕС на высшем уровне обсуждают возможность введения запрета на поставку в Россию самых современных технологий и оборудования для нефтегазовой отрасли. Пояснялось, что в США эти санкции третьей ступени могут быть реализованы путем дополнительного лицензирования экспорта, как это произошло недавно с поставкой военных технологий.
Россия действительно зависит от западных технологий, подтверждают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
«Без иностранных партнеров России действительно придется несладко, — говорит аналитик по нефти и газу Альфа-банка Александр Корнилов «Газете.Ru». — Потому что России необходимы иностранные технологии для разработки тех запасов, которые относятся к нетрадиционной нефти. Традиционные запасы нефти истощаются, и мы имеем дело с естественным падением добычи на многих месторождениях. И чтобы компенсировать это падение, нужно разрабатывать нетрадиционные запасы нефти, такие как трудноизвлекаемые запасы, а также шельфовые месторождения, включая Арктический шельф, Каспийское море, Охотское и Японское моря. Разработка этих запасов находится на стартовом уровне, и, безусловно, западные технологии и опыт здесь играют решающую роль».
«Российская Федерация планирует начать добычу нефти и газа на новых сложных месторождениях (месторождения Баженовской свиты и на шельфе Карского моря). К сожалению, без западных технологий и опыта сделать это будет достаточно сложно, — добавляет аналитик управления инвестиционных операций Ланта-банка Роман Ермаков. — Или вторичная переработка нефти на отечественных НПЗ. Для этого необходимы катализаторы, а большая часть используемых в нефтепереработке катализаторов (55–70%) поставляется иностранными фирмами. Темпы ежегодного обновления ассортимента промышленных катализаторов в России — 4%». По объемам переработки Россия сегодня занимает четвертое место, напоминает Ермаков, а по качеству переработки в соответствии с коэффициентом Нельсона — 67-е место в мире (коэффициент сложности НПЗ впервые был разработан Нельсоном). «Соответственно, для модернизации заводов отечественным ТНК нужны западные технологии и оборудование», — говорит аналитик.
Сама Россия нужными технологиями не обладает по историческим причинам.
«Россия исторически была богата именно традиционными запасами нефти, и до последнего времени просто не возникало потребности в более высоких технологиях, ориентированных на разработку и освоение нетрадиционных запасов», — объясняет Корнилов причину российской отсталости. Изобрести высокие технологии внутри страны вряд ли удастся. «Это займет время, что критично в данной ситуации. Россия рискует столкнуться с падением добычи нефти уже в конце этого — начале следующего десятилетия», — поясняет он.
Азиатские технологии не смогут стать альтернативой.
Впрочем, до таких санкций дело вряд ли дойдет. «Не стоит забывать, что введение санкций против энергетического сектора — это обоюдоострое оружие, которое может спровоцировать негативные последствия для западных компаний», — говорит Ермаков.
«Зарубежные партнеры российских компаний настойчиво заявляют о том, что у них нет изменений в планах относительно России.
Они по-прежнему видят Россию перспективной страной для своего бизнеса и не планируют изменений или выхода. Были слухи, что ExxonMobil может покинуть проект «Сахалин-1», но этого не случилось», — говорит Корнилов.
«Мы продолжаем работать и ведем дела так же, как и раньше», — заявил в понедельник глава BP Роберт Дадли.
«Конечно, здесь высокие премии, — подтверждает Александр Робат из PacWest Consulting Partners, его цитирует Bloomberg. — Для крупных компаний это, конечно, один из самых перспективных рынков».
Главы крупнейших зарубежных энергетических компаний посетят Москву на этой неделе, чтобы выступить на Мировом нефтяном конгрессе. В частности, глава американской корпорации ExxonMobil Рекс Тиллерсон выступит несмотря на то, что Вашингтон рекомендовал американским бизнесменам воздержаться от посещения этого мероприятия.