На украинском рынке продовольственного ритейла тектонические сдвиги. В прошлом году первое место по обороту заняла днепропетровская сеть дискаунтеров АТБ, сместив компанию Fozzy Group (сети «Сільпо», «Фора» и прочие). Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании GT Partners.
По ее информации, в 2013 году оборот АТБ составил 27 млрд грн с НДС (в позапрошлом — 21,2 млрд грн), а Fozzy Group — 26 млрд грн (в 2012 году — 26,3 млрд грн).
В пятерке лидеров также оказались немецкая есть центров оптовой торговли Metro Cash & Carry, французская сеть гипермаркетов «Ашан» и украинская «Ритейл Групп» («Велика кишеня», «ВК Експрес», «Велмарт» и пр.). Украинские ритейлеры в отличие от крупнейших российских сетей не выходили на международные биржи. Поэтому получить финансовый отчет этих компаний – несбыточная мечта большинства аналитиков, журналистов и игроков рынка.
Стать лидером украинского продовольственного рынка АТБ позволило активное развитие.
По данным GT Partners, в 2013 году было открыто 143 дискаунтера АТБ, в результате чего сеть расширилась до 829 торговых точек.
Темпы развития основного конкурента, Fozzy Group, оказались скромнее. За прошлый год ритейлер обзавелся только 42 новыми объектами, увеличив сеть до 452 магазинов. Всего в прошлом году в Украине открылся 451 сетевой магазин, общее количество возросло до 3,2 тыс. сетевых торговых точек.
Благоприятная ситуация
Кризис – это лучшее время для развития, говорит управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. «В этот период из-за падения спроса арендные ставки, как правило, ниже», – говорит он. Снижаются заработные платы, легче договариваться с поставщиками, которые остро нуждаются в дополнительных каналах сбыта. Более того, украинский рынок созрел и хорошо воспринимает формат дискаунтеров. Но это произошло не сразу.
В 2000-х годах несколько украинских ритейлеров старались освоить этот формат и предложить покупателям недорогие товары.
Но тогда клиенты такие магазины не оценили: украинцы уж слишком любят комфорт и тогда неохотно посещали дискаунтеры. Именно поэтому многие сети стали активно осваивать другой формат – «магазинов у дома». Из-за высоких затрат цены в таких торговых точках традиционно выше, чем, например, в супер- или гипермаркетах.
Осенний кризис 2008 года заставил украинцев смириться с неудобствами и переориентироваться на покупку товаров в недорогих магазинах, что стало звездным часом дискаунеров. С тех пор их популярность растет.
Не станет исключением и нынешний год.
Генеральный директор луцкой компании «Пакко-холдинг» (сети «Пакко», «Вопак») Олег Мерченко говорит, что после девальвации национальной валюты с 8 до 12 грн/$ цены на украинские товары возросли на 20–25%. Импорт подорожал еще больше – до 40%.
«Некоторые поставщики, опасаясь дальнейшего ослабления гривны, заложили в цену своего товара более высокий курс. Например, рыба теперь стоит вдвое больше», – говорит он. При этом доходы большинства украинцев не увеличились, констатирует совладелец продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев. По его словам, покупатели отреагировали на изменение ценников молниеносно: они переориентировались на покупку более дешевых групп товаров. «За последние несколько месяцев продажи импорта упали на 30–50%», – признается Мерченко.
Чтобы привлечь покупателей, практически все продовольственные сети сейчас используют элементы дискаунтеров. «Ритейлеры проводят распродажи. На определенные группы товаров, как правило социальные, устанавливаются минимальные наценки в размере 3–5%, что привлекает покупателей. Ведь цена одного или нескольких наименований товаров ниже, чем у конкурентов», – говорит директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Развитие приостановили
Сейчас большинство сетей приостановили развитие, рассказывает Музалев. «Все ожидают стабилизации ситуации», – говорит он. Но сети не откажутся от новых магазинов. Многие ритейлеры пересмотрят ассортимент и уберут лишь наименее продаваемые позиции, прогнозирует Александр Ланецкий.
«С полок пропадет 10–20% наименований товаров», – считает эксперт. Он поясняет, что этот шаг позволит избавиться от товаров, которые могут продаваться месяцами.
Учитывая, что максимальная рассрочка платежа в Украине редко превышает 120 дней, ритейлерам часто приходится возвращать поставщику деньги за фактически непроданный товар. Поэтому в течение ближайших нескольких месяцев попасть на полки украинских магазинов может только тот неликвид, поставщик которого готов отдавать его на реализацию.
Сети будут увеличивать ассортимент товаров, которые выпускаются под собственной торговой маркой (private label), считает Александр Ланецкий. По его словам, заработок на этой продукции традиционно выше: производитель не включает в себестоимость затраты на маркетинговое продвижение продукции, а сеть не берет различные суммы за вход, возможность занять лучшие места на полке и прочее. Это и станет для них возможностью зарабатывать дополнительные деньги, часть которых пойдет на развитие.