Соглашение о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) подписали в четверг в Астане главы трех государств — Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко.
Подписание учредительного документа проходило во Дворце независимости в центре казахстанской столицы. Монументальное здание, сооруженное в постсоветское время как символ независимости от Москвы, теперь стало символом интеграции и возрождения подобия союза.
В Астане никто из лидеров уже не возвращался к проблемным темам: мероприятие вышло образцово-парадным. Назарбаев примирительно сказал, что договор о ЕАЭС получился грамотным и учитывающим интересы всех участников.
Путин подчеркнул, что новый виток интеграции не затрагивает суверенитета стран-участниц.
А Лукашенко по традиции продемонстрировал свои недюжинные ораторские способности. Он обрушился на некую либеральную публику, возражающую против создания союза.
«Даже сейчас в прессе поднимается шум: «Лукашенко требует уступок, выторговывает бонусы для Минска», «не то Россия, не то Казахстан в очередной раз взвалит на себя бремя экономических проблем Беларуси». Что этой публике сказать? Господа, уймитесь», — заявил Лукашенко.
Он добавил, что Белоруссия, Россия и Казахстан равноправны и если кто-то что и будет взваливать на плечи друг друга, то это случится «на равноправной основе, это наш дружеский союз».
«Советский Союз развалился, когда союзные республики вдруг решили, что они кого-то кормят, а сами могли бы жить лучше. Сейчас опять достается этот опробованный жупел», — заявил президент Белоруссии. По его словам, никаких уступок Минск не требует. Каждый в интеграцию вносит нечто такое, что интересно всем.
«И этот вклад абсолютно не обязан измеряться только тоннами, кубометрами или баррелями», — заключил он.
За день до подписания, впрочем, именно Лукашенко настаивал на том, чтобы все несогласованные статьи договора вынести в отдельные приложения.
Подписать их и зафиксировать составной частью 700-страничного договора.
Накануне саммита Виктор Христенко, председатель Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК), разъяснял журналистам, что новый союз — это прежде всего экономическое объединение. Но согласиться с этим сложно. В союзном договоре немало изъятий и ограничений, препятствующих свободному перемещению товаров и унифицированному ведению бизнеса. Объем изъятий значителен. От акцизов на алкоголь и табак (их размер не согласован) до экспортной пошлины на нефтепродукты, которая возвращается не в общий котел ЕАЭС, а в российский бюджет.
На действующем порядке перемещения товаров и администрирования налогов внутри ЕАЭС настаивает Россия, а Казахстан и Белоруссия — за единый унифицированный подход внутри союза. Но если Россия согласится на унификацию правил торговли, то российский бюджет потеряет миллиарды долларов. Цена вопроса, например, только по экспортной пошлине на нефтепродукты — $4 млрд в год.
Лукашенко и Назарбаев пытались довольно жестко давить на Путина на апрельском саммите ЕврАзЭС в Минске.
Назарбаев указал на три-четыре спорные позиции между Россией с одной стороны и Казахстаном и Белоруссией с другой и призвал «снять все вопросы до подписания договора». Лукашенко тоже говорил, что незачем торопиться, «никто в спину нас не толкает».
Компромисса на минском саммите достичь не удалось. Экономическая конъюнктура сейчас не располагает к тому, чтобы Россия делала щедрые подарки соседям. Как пояснил тогда «Газете.Ru» Христенко, все спорные вопросы перенесены на уровень двухсторонних обсуждений. Снять существующие противоречия планируется к 2025 году. А договор все равно будет подписан в этом году, прогнозировал Христенко.
Так и вышло. Подписанию договора предшествовало заседание Высшего евразийского экономического совета. Когда лидеры вошли в зал заседания, неожиданно грянула музыка с казахскими мотивами, зажегся во всю стену экран, и зал наполнился голубыми и зелеными бликами. На экране замелькали державные сюжеты.
Лидеры, оглушенные шоу, не сразу приступили к работе и остановились на полпути к столу. Постояли, послушали музыку и только потом, немного ошеломленные спецэффектами, перешли все же в рабочий режим.
Дольше всех документы, предшествующие подписанию договора, визировал за круглым столом Лукашенко. На подпись было выложено 126 документов. Лукашенко придирчиво осматривал листы и тщательно выводил подписи.
Путин и Назарбаев быстро подмахнули документы, а также пухлый фолиант — хронологию создания союза с фотографиями и заявлениями лидеров. Лукашенко перешел к рассматриванию книги позже всех.
Назарбаев сидел с непроницаемым лицом. Путин бросал насмешливые взгляды в сторону белорусского лидера. Наконец и тот поставил автограф и отдал книгу Виктору Христенко, переминавшемуся рядом с ноги на ногу.
Торжественное подписание договора не заняло и трех минут и прошло под аплодисменты зала — гостей трех стран-участниц.
В ближайшие месяцы договор будут должны ратифицировать парламенты трех стран, и с 1 января россияне, казахи и белорусы будут жить в новом нерушимом союзе.
«Это будет великая летопись дружбы наших народов, новая модель добрососедства! В добрый путь, наш экономический союз!» — напутствовал новое объединение Назарбаев, подписав договор. Лукашенко в торжественной речи не удержался от колкостей в адрес Украины. «Ноша союза оказалась для нее тяжелой. Мы потеряли Украину. Но скоро Украина поймет, где ее счастье», — сказал Лукашенко.
Путин согласился, что договор дался нелегко. Двадцать лет шли к нему. Кого-то действительно потеряли по пути, кого-то приобрели. «Со спорами принимали, острыми спорами, не хочется говорить, со скандалом», — улыбнулся Путин. Но дал понять, что теперь, когда договор подписан, союз приобретет нескольких новых партнеров, от Вьетнама до Израиля.
Лидеры Армении и Киргизии — Серж Саргсян и Алмазбек Атамбаев — изъявили желание встретить новый год уже членами союза.
Представитель Израиля Зеэв Ханин сказал «Газете.Ru», что его страна тоже рассматривает варианты присоединения к Евразийскому союзу. «Если у вас все пойдет хорошо, почему бы и нет», — заметил Ханин.
На пресс-конференции член Совета Евразийской экономической комиссии от Белоруссии Сергей Румас пояснил, что его страна недовольна изъятиями, которые растянуты по времени до 2025 года.
Но все-таки Белоруссия добилась послаблений от России в двустороннем формате: со следующего года в бюджете Минска будет оставаться $1,5 млрд вывозных таможенных пошлин. С 2016 года размер пошлин для белорусского бюджета может быть увеличен, надеется Румас.
Первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова спросили, что конкретно ЕАЭС дает гражданам трех стран. На что Шувалов ответил, что теперь каждый из нас может свободно перемещаться по союзу, диплом о высшем образовании будет признаваться во всех трех странах, страховка будет единой, открыть бизнес можно будет без проблем в любой из трех стран.