О планах выхода на китайский рынок Тимченко сообщил журналистам в кулуарах проходящего сейчас Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). «Возможно, мы откроем в Китае компанию по продаже воды. Мы уже купили там месторождение воды», — сообщил бизнесмен. Сумму сделки он не уточнил. Представитель Тимченко от комментариев отказался.
По данным источника «Газеты.Ru», знакомого с планами принадлежащей миллиардеру компании Volga Group, проект в КНР аналогичен проекту Тимченко «Акваника» по производству воды. «Это практически его зеркальное отражение, только на территории Китая», — поясняет источник. Китайское месторождение может разрабатываться в формате СП, продукция которого будет поставляться на рынок Поднебесной, уточняет источник.
Китай испытывает проблемы как с количеством, так и с качеством водных ресурсов. Это связано с большим количеством факторов, в числе которых можно назвать слабую очистку воды, используемой в промышленности, и плохую экологию. От серьезной нехватки воды страдают 108 из более чем 400 китайских городов, это 160 млн человек. По данным министерства земельных и природных ресурсов КНР, в 2013 году почти 60% подземной воды было непригодно для питья, причем годом ранее этот показатель составлял 57,4%, передает агентство Синьхуа. Загрязнены не только подземные, но и наземные источники. Например, крупнейшая река Китая Хуанхэ, по данным Программы ООН по окружающей среде, является одной из самых загрязненных в мире.
В связи с этим, отмечают эксперты, продажа питьевой воды в КНР может стать довольно прибыльным бизнесом. «В начале 2000-х годов в Китае начался бум на бутилированную воду, — рассказал «Газете.Ru» директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов. — Это было связано с рядом скандалов, когда в обычной воде из-под крана обнаружили опасные для здоровья микроорганизмы».
Производство питьевой воды в Поднебесной сосредоточено в горных регионах, однако в ряде провинций нехватка питьевой воды составляет до 25–30%, рассказывает эксперт. В частности, на северо-востоке Китая приходится очищать воду, которая загрязнена отходами промышленности. Таким образом, утверждает Маслов, покупка месторождения и сооружение очистительных заводов ввиду высокого спроса — это очень выгодный бизнес. Однако, отмечает эксперт, китайцы уже очень привыкли к своим брендам, поэтому продвижение своего бренда может быть очень затратным.
Российская компания Тимченко «Акваника» производит питьевую воду и безалкогольные напитки. Ее завод расположен на границе Нижегородской и Владимирской областей, его суммарная производительность составляет до 500 млн литров продукции в год. Скважины «Акваники» располагаются непосредственно на территории завода. Для доставки продукции на дальние расстояния завершается ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки от станции Навашино до рампы завода, сообщается на сайте компании.
Напомним, что Геннадий Тимченко, занимающий шестое место в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes с состоянием в $15,3 млрд, в марте попал под санкции США. Введение в список предполагает заморозку активов и блокирование собственности за рубежом в случае их обнаружения. Под санкции попали и компании, контролируемые бизнесменом. В их числе Volga Group (через нее Тимченко контролирует свои активы), «Трансойл», «Стройтрансгаз» и ее структуры, «Сахатранс», «Авиа Групп» и «Авиа Групп Норд». В мае компании Тимченко вошли и в санкционный список Канады. Под карательные меры обеих стран попала и «Акваника». На Петербургском международном экономическом форуме Тимченко также заявил, что хочет перевести все активы в Россию до конца 2014 года. Таким образом, разработка водного месторождения в Китае может остаться одним из немногих зарубежных проектов бизнесмена.