Система проведения денежных переводов внутри России может быть замкнута на себя уже через два-три месяца. Для того чтобы сократить влияние международных платежных систем на территории Российской Федерации, необходимо обеспечить прямой обмен платежной информацией между российскими участниками международных платежных систем, говорится в письме главы Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова к главе Центрального банка Эльвире Набиуллиной (копия письма есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Речь идет об «организации межхостового обмена данными между операторами по переводу денежных средств и операторами услуг».
После того как санкции США затронули ряд финансовых организаций и международные платежные системы заблокировали карты сразу нескольких банков, в России активизировались разговоры о создании национальной платежной системы (НПС). О необходимости создания подобной системы заявил и президент Владимир Путин.
На первом этапе реализации проекта Национальной платежной системы (НПС) крупнейшие банки — поставщики процессинговых услуг смогут объединить свои расчетные системы. «Это позволит проводить обработку данных в сети, не отправляя транзакции в международные дата-центры Visa и MasterCard», — объясняет один из участников обсуждения инициативы, которое происходило при участии банкиров в Государственной думе в понедельник. Сегодня все межбанковские операции обрабатываются в глобальной сети. «На первом этапе нам необходимо обеспечить обмен хостами для того, чтобы на этой основе обеспечить локализацию передачи информации и обезопасить от влияния извне, которое может отразиться на владельцах платежных карт», — говорит Аксаков «Газете.Ru». Ранее глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что объединение расчетных систем покроет 90% платежей.
Ожидается, что первый этап создания НПС не будет затратным: банки проведут подключение в кратчайшие сроки и оплатят издержки из своего кармана.
Впрочем, для рядовых владельцев карт ситуация кардинально не изменится. В частности, отмена комиссии в случае снятия наличных или проведения операций в сторонних банках пока не предусмотрена.
Второй этап создания НПС будет более трудоемким. Он предполагает «организацию единого операционного и клирингового центра на территории Российской Федерации». Для обеспечения стабильности в работе национальной платежной системы в письме предлагается создать государственную некоммерческую клиринговую организацию под контролем Банка России. «Целесообразно рассмотреть возможность участия в таком обществе системно значимых кредитных организаций», — говорится в документе.
По словам источников «Газеты.Ru», в письме зампреда ЦБ Алексея Симановского к комитету по финансовому рынку на реализацию второго этапа отводился срок до конца года. Другие источники, близкие к обсуждению, не исключают завершения второго этапа проекта уже к 1 июля. Даже если это будет реализовано в идеологии Сбербанка, это будет независимая структура, которая будет выведена за рамки крупнейшего финансово-кредитного учреждения в стране, полагает Аксаков. Во вторник замдиректора департамента национальной платежной системы ЦБ Андрей Шамраев в ходе обсуждения в Совете Федерации заявил, что «создание некоммерческой модели (НПС) предпочтительнее, чем коммерческой», при этом возможность создания НПС на базе коммерческой организации он не исключает. В Сбербанке тему создания НПС не комментируют.
По словам опрошенных участников переговоров, после реализации второго этапа появится независимая национальная платежная система, которая будет решать вопрос о тарифообразовании.
Впрочем, клиенты банков перемены заметить не должны.
«Рядовые пользователи карточек при переходе на национальную платежную систему изменений абсолютно не заметят», — уверен Аксаков.
По финансированию проекта пока не принято никаких решений, бюджет не сформирован, все оценки приблизительны. По словам Аксакова, стоимость проведения второго этапа с нуля оценивается в €47 млн, но этот прогноз «умозрительный» и в конечном итоге сумма может оказаться меньшей, отметил он. Если система будет создана на базе уже существующей инфраструктуры, то ее цена составит вполне приемлемые €2–3 млн. Однако участники рынка не согласны: они оценивают общие затраты по созданию системы в несколько сотен миллионов долларов.
В качестве источника финансирования рассматриваются два варианта: он может быть реализован из средств участников рынка либо из средств Центрального банка. В этом случае ЦБ предстоит купить, акционировать и в дальнейшем, возможно, продать долю либо весь «выгодный бизнес», говорит Аксаков. Однако опрошенные «Газетой.Ru» банкиры в этот бизнес пока не верят и надеются на помощь Центрального банка. «Все участники рынка без исключения считают, что проект должен быть реализован на базе ЦБ», — подтверждает Аксаков.
При создании НПС может быть полезен зарубежный опыт. Уже сейчас к процессу подключены представители зарубежных платежных систем (в том числе японской и китайской). «Китайцы рассказали о своем опыте: они локализовали обработку транзакций и говорят, что у них все сработало», — отмечает банкир, участвовавший в обсуждении. По мнению участников рынка платежных систем, в текущих условиях UnionPay, JCB, «Золотая корона» могут составить конкуренцию системам Visa и MasterСard. Сейчас они планируют активно встраиваться в НПС еще на первом этапе: через заключение соглашений с банками. «Они рады решению Барака Обамы и считают, что это расширит их возможности на российском рынке», — говорит Аксаков.
«Зависимость НПС от иностранных технологий сохранится, а ее картами в ближайшей перспективе нельзя будет расплачиваться за рубежом. Кроме того, вряд ли качество услуг НПС будет выше, чем у международных платежных систем Visa и MasterСard», — сомневается начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий. По его словам, гораздо дешевле и результативнее в качестве основного сценария стимулировать экспансию азиатских платежных систем на российском рынке.
Дальнейшее обсуждение проекта национальной платежной системы предстоит провести рабочей группе, созданной Эльвирой Набиуллиной из представителей крупнейших банков.