Правительство России разослало по бизнес-организациям список объектов для инвестирования в Крыму. В списке (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») более трех десятков инвестпроектов. Здесь есть относительно недорогие, например «восстановление производства халвы подсолнечной на Симферопольском консервном заводе им. С.М. Кирова»: объем требуемых инвестиций — $1 млн. Строительство сельскохозяйственного рынка в городе Старый Крым обойдется и того дешевле, в $700 тыс.
Вкладываться в крымское виноделие не предлагается, из чего можно сделать вывод, что хотя бы с этой отраслью в Крыму дела обстоят неплохо.
Некоторые объекты для инвестиций напрямую связаны с курортным профилем Крыма. Например, инвесторам предлагается вложить $10 млн в создание туристической инфраструктуры старой части Феодосии, в половину этой суммы можно уложиться, построив «рекреационно-оздоровительный центр с апартаментами в Евпатории». Яхт-клуб и обновленный порт в Алуште тянет на $160 млн.
А, например, тематический парк приключений «Динолэнд» обойдется в $150 млн. Землю под этот развлекательный комплекс в Бахчисарайском районе Крыма отвели еще 20 лет назад. Предполагалось, что на участке площадью 500 тыс. кв. м будет возведено 15 аттракционов. Найти самостийных инвесторов не удалось, и тогда объект презентовали китайской компании Nytechnology INC, но китайцы не заинтересовались. Было это в 2010 году. Теперь бахчисарайские власти ждут милости от российских олигархов.
Едва ли не половина объектов из списка — инфраструктурные и очень затратные. Это строительство, расширение и углубление морских портов, модернизация и строительство автомобильных и железных дорог. Иными словами, такие инвестпроекты под силу только крупному бизнесу.
Наиболее значимые инфраструктурные проекты — это реконструкция участка международной автомобильной дороги государственного значения М-17 Херсон — Джанкой — Феодосия — Керчь ($1,4 млрд) и проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив ($1,2 млрд).
Работа по поиску потенциальных инвесторов для Крыма не является реакцией на происходящие там политические события, поясняет директор департамента Минэкономики по взаимодействию с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ Александр Цыбульский.
Старт инвестпроектам был дан еще 17 декабря прошлого года по итогам визита президента Украины Виктора Януковича в Москву. Тогда Владимир Путин и Янукович, только что отказавшийся от интеграции с Евросоюзом, договорились, что Украина получит от России кредит на $15 млрд и скидку на поставляемый газ. Тогда же стороны договорились о расширении экономических связей. По итогам визита Минэкономразвития через торгпредство России в Украине составило список инвестпроектов, согласованный с властями Крыма.
В Минэкономразвития уверяют, что все проекты, предлагаемые российским инвесторам, прибыльные. Это не благотворительность в угоду текущей политической ситуации.
«Мы изначально исходили из того, что реализация этих проектов возможна только в случае заинтересованности инвесторов, что предполагает возврат вложенных средств», — сказал «Газете.Ru» Цыбульский.
Не исключено, что инфраструктурные инвестпроекты будут поддержаны госфинансированием. Со стороны России или Крыма. Но пропорции инвестирования частных и госсредств Цыбульский сообщить отказался. «Про пропорции соинвестирования сейчас говорить невозможно, это вопрос переговоров между будущим инвестором и крымскими властями», — уточнил он.
Впрочем, известно, что финансовые возможности крымских властей ограничены, и надеяться на то, что они смогут участвовать в совместных с российским бизнесом проектах в каких-либо «пропорциях», не приходится. По подсчетам депутата Верховной рады Автономной Республики Крым Леонида Пилунского, бюджет Крыма дотируется украинским государством на 66%, а, например, Севастополя — на 80%.
Бюджет министерства курортов и туризма Крыма в прошлом году снизился втрое (с 6,2 млн до 2,6 млн гривен) по сравнению с 2012 годом. В четверг на межбанке стоимость доллара перевалила отметку 11 гривен.
Снижение цены на российский газ сэкономило крымскому бюджету 8,4 млн гривен. Средства будут направлены на модернизацию энергетической инфраструктуры, восстановление водоснабжения и канализации. На Южном берегу Крыма, в курортной зоне, нередки перебои с электричеством. Холодная вода поступает регулярно, горячая — по графику, о чем администрации отелей иногда предупреждают своих клиентов.
В Крыму насчитывается 825 санаториев, 4,5 тыс. мини-отелей, 14 тыс. частных комнат под сдачу внаем. Более половины основных фондов отелей, построенных еще в советское время, изношены на 60–90%. Часть из них до сих пор является государственной или профсоюзной собственностью, они не приносят дохода в казну, более того, имеют миллионную задолженность по зарплате персоналу.
В 2012 году иностранный бизнес инвестировал в Крым $17,6 млн. В 2013-м — 5,2 млн.
По данным министерства экономического развития и туризма, западные инвестиции направлялись в основном в строительство, аграрный комплекс, добывающую и легкую промышленность, в сферу операций с недвижимым имуществом.
Потенциально регион интересен для частных инвесторов, но только в рамках государственных гарантий, которые на текущий момент невозможны в силу последних событий на полуострове, отмечает Анна Нагорных, начальник управления инвестиционно-банковских услуг ИГ (организация запрещена в России) «Велес Капитал».
Стратегически интересна портовая инфраструктура, о готовности вкладываться в которую объявляли и Россия, и Китай, отмечает эксперт. Если российский бизнес созреет для инвестирования в Крыму, то конкурировать ему придется в первую очередь с китайскими инвесторами. Крым находится на украинском отрезке Великого шелкового пути, и для китайцев это аргумент. В четверг в Пекине в рамках украинско-китайского бизнес-форума был подписан меморандум о строительстве на средства китайских инвесторов глубоководного грузового порта с подводной акваторией 25 м. Документ подписан между компаниями «Киевгидроинвест» и BICIM (КНР).
Примером удачного инвестирования со стороны России стала покупка Сбербанком в 2010 году санатория «Мрия» под Ялтой. Сбербанк тогда заявлял, что готов вложить в проект $400 млн. Санаторий рассчитан на 280 койко-мест, имеет собственный галечный пляж. «Расчетный час — 8.00 (без завтрака)», — сурово информирует сайт санатория. «Мрия» была выкуплена у фирмы «Гарант-СВ», которую связывают с бизнесменом, экс-премьером крымской республики Валерием Горбатым. По некоторым сведениям, до покупки «Мрия» находилась в залоге у банка. Получить оперативный комментарий у Сбербанка не удалось.
Кроме Китая и России в Крым инвестируют Германия, Белоруссия, Британские Виргинские острова, Кипр, Великобритания, Турция, Казахстан, Панама.
Сейчас не самое удачное время для обсуждения инвестиций в Крым. Это признают и в Минэкономразвития России, и в экспертном сообществе. Международные рейтинговые агентства недавно снизили рейтинг, признав непривлекательность региона для инвестиций. События на Украине могут и дальше развиваться в негативной для инвесторов плоскости. «Могут начаться процессы передела собственности и пересмотра решений прежних властей. Такое уже было на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить недавнюю историю с активами мобильной связи в одной среднеазиатской стране», — говорит Андрей Кочетков, аналитик «Открытие-Брокер».
Спешная реанимация проектов сотрудничества России с Крымом в большей степени является PR-шагом, чем реальным действием, отмечают эксперты. «Пока невозможно даже прогнозировать развитие ситуации, так как в Крыму сталкивается множество диаметрально противоположных интересов. Новые киевские власти не желают ничего слышать об усилении влияния Москвы в этом регионе. Русскоязычное население в целом поддерживает идею выхода из состава Украины, но крымско-татарское меньшинство возражает. В таких условиях говорить о каких-либо инвестициях крайне сложно, поскольку политические риски сводят на нет любые возможные прибыли», — считает Кочетков.
Но несмотря на текущую политическую ситуацию в Украине, Крым сам по себе имеет большой потенциал к развитию в качестве курортной зоны, отмечает Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании Jones Lang LaSalle. «Однако реализация этого потенциала возможна лишь в долгосрочной перспективе и при условии масштабной поддержки со стороны государства. Чтобы данный регион стал представлять серьезный интерес для частных инвесторов, стремящихся развивать курортную и гостиничную инфраструктуру, необходимо изначально обеспечить Крыму достаточный объем инвестиций для развития, в первую очередь транспортной инфраструктуры», — говорит Дженкинс.
Он считает, что есть смысл инвестировать преимущественно в реновацию существующих крымских пансионатов и санаториев, а также в строительство новых отелей уровня три-четыре звезды.
В будущем гипотетически возможно развитие сетевых брендов под управлением международных операторов типа Ibis, Park Inn.
По мнению Владислава Корочкина, вице-президента «Опоры России», крымские объекты для инвестирования, предложенные Минэкономразвития, однозначно рентабельные. Этим они отличаются от некоторых спортивных объектов в олимпийском Сочи, на которые потратился российский крупный бизнес. «В Сочи есть объекты, которые окупятся через 20–30 лет или никогда. Стадион, например, — это не коммерческий объект, а объект социальной инфраструктуры», — говорит Корочкин. В Крыму большинство объектов могут окупиться на горизонте пять-семь лет.
Деньги на Крым у российских олигархов найдутся, уверен Корочкин. У российской банковской системы сейчас избыток ликвидности, а интересные проекты в дефиците.