Национальный банк Казахстана отказывается от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне и вообще сокращает вмешательство в процесс формирования обменного курса. Об этом казахстанский регулятор объявил во вторник. Он снизит объемы валютных интервенций, но установит валютный коридор, чтобы избежать слишком резких потрясений.
«Чтобы не допустить дестабилизации финансового рынка и экономики в целом, Национальным банком будет установлен коридор колебаний курса тенге по отношению к доллару США от нового уровня 185 тенге за $1 США плюс-минус 3 тенге и продолжена политика по сглаживанию резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса, — пишет Нацбанк. — Но долгосрочный тренд обменного курса тенге будет формироваться под влиянием макроэкономических предпосылок».
Фактически Нацбанк ожидает падения курса почти на 20%. Еще накануне официальный курс тенге на 11 февраля был установлен на уровне 155,5 тенге за $1, находясь на верхней границе заявленного коридора 145–155 тенге за $1.
На торгах Казахстанской фондовой биржи курс сложился на уровне 163,9 тенге за $1 — данный курс будет официальным на 12 февраля.
Главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров называет основной причиной падения курса тенге растущее спекулятивное давление со стороны покупателей валюты из России.
«Январская девальвация курса рубля повысила привлекательность покупки валюты через Казахстан в силу разрыва по кросс-курсам рубля и доллара к тенге, — объясняет Тихомиров.
— Возможность свободного перетока капитала из РФ в Казахстан в рамках Таможенного союза создала условия для роста давления на тенге. В сущности, ситуация последних нескольких недель в точности повторяет события пятилетней давности, когда девальвация тенге к доллару также произошла позже, чем девальвация рубля, и также в силу роста спекулятивного давления на резервы Национального банка Казахстана».
В феврале 2009 года Нацбанк тоже отказался от поддержания курса тенге в коридоре 117-123 тенге/$1, тогда курс установился на уровне 147-153 тенге/$1.
В 2014 году глава Нацбанка Казахстана назвал падение рубля «обвалом», напоминает руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. «Вероятнее всего, именно перспективы дальнейшего укрепления национальной валюты против российской заставили ЦБ пойти на такие шаги. Ведь удорожание тенге может отрицательно сказаться на экспортных потоках, так как будет делать товары менее конкурентоспособными на внешнем рынке», — говорит Самойлова. «За прошлый год курс тенге к рублю укрепился на 10%, что отрицательно сказывалось на конкурентоспособности казахской экономики», — уточняет экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин.
В остальном тенге просто разделил судьбу остальных валют развивающихся экономик. «Решение о резкой девальвации, судя по заявлению, распространенному ЦБ Казахстана, объясняется необходимостью ограничить отток капитала», — комментирует начальник отдела доверительного управления Абсолют банка Иван Фоменко.
Причина оттока капитала с развивающихся рынков — сокращение стимулирующей программы ФРС США, известной как «количественное смягчение».
«Очевидно, что ЦБ Казахстана больше не желает поддерживать собственными резервами покупателей валюты, в том числе и иностранных, которые намерены экспортировать валюту за рубеж, — объясняет Фоменко. — В данном случае официальное заявление следует в русле тех объяснений, которые представляют монетарные власти других развивающихся стран». «На конец 2013 года международные резервы нацбанка Казахстана составляли порядка $25 млрд, то есть только около 12% ВВП», — говорит Кузьмин.
«В этом плане действия Национального банка не сильно отличаются от действий других центробанков в последние месяцы. Единственное различие — это то, что Центробанк Казахстана среагировал на изменения в предпочтениях инвесторов с большой временной задержкой, в сущности, тогда, когда курсы валют большинства развивающихся стран уже начали стабилизироваться и даже немного расти», — замечает Тихомиров.
И третья причина — желание поддержать свою экономику.
«Тенге могли ослабить и для поддержки экономики. Для Казахстана это актуально, особенно в рамках Таможенного союза, где по сравнению с предложениями из РФ и Белоруссии за последнее время возросла конкурентоспособность казахстанских товаров», — объясняет Фоменко.
«Решение принято по причине резкого ухудшения торгового и платежного баланса Казахстана вместе с относительным укреплением курса тенге по отношению к большинству валют развивающихся стран. Высокий курс тенге делает продукцию Казахстана дороже, давая тем самым конкурентные преимущества развивающемся странам, где уже произошла девальвация национальных валют. По предварительным данным, профицит платежного баланса сократился в 5,4 раза, с $640 млн в 2012 году до $118 млн в 2013 году. Данная динамика, безусловно, оказала влияние на решение НБ Казахстана о девальвации тенге», — комментирует аналитик MFX Broker Сергей Некрасов.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты ожидают, что девальвация тенге даст положительный эффект.
«Позитивный эффект получит промышленное производство, что, в свою очередь, будет способствовать подъему инвестиций и созданию рабочих мест, — прогнозирует Фоменко. — Увеличение занятости приведет к росту благосостояния домохозяйств, что окажет положительное влияние на ВВП страны. Очевидно, что эффект будет мультипликативный, особенно если правительство Казахстана создаст благоприятные условия для реализации». «Благодаря девальвации также можно ожидать в близлежащей перспективе ежеквартального сокращения импорта товаров и услуг на $1,2-1,5 млрд, что улучшит показатели платежного баланса. Продукция Казахстана станет более конкурентоспособной», — считает аналитик ВТБ Капитал Дмитрий Федоткин.
Но это в долгосрочной перспективе, а в ближайшем будущем Казахстан ждет шок из-за девальвации.
Уже сейчас, к примеру, автодилеры Казахстана приостановили продажи на неопределенный срок. «Пока не стабилизируется курс доллара», — сообщили в дилерском центре компании «Меркур Авто» агентству «Интерфакс-Казахстан». О приостановке продаж также заявили в компаниях AllurAuto, «Бипэк Авто» и других.
Кузьмин опасается, что решение Нацбанка повысит риски с точки зрения финансовой стабильности Казахстана. «Не в полной мере однозначным представляется масштаб корректировки границ коридора и время действия – в частности, потенциал ослабления российского рубля, на наш взгляд, уже в значительной степени исчерпан», — отмечает он.
Замначальника управления валютных операций ФК «Открытие» Сергей Фишгойт опасается инфляции: «Экспортеры выигрывают, импорт падает – отток валюты уменьшается и, в идеале, сменяется на приток. Но в более долгосрочной перспективе может быть негативное влияние в виде ускорения инфляции потребительских цен. Что уже, кстати, происходит в России».
«Шок от резкой девальвации тенге будет иметь краткосрочные негативные последствия, что выразится в скачке индекса потребительских цен. Назвать это полноценной инфляцией нельзя, так как повышение цен должно быть постоянным», — не согласен аналитик Абсолют банка. Он считает, что негативные последствия быстро сойдут на нет. «Судя по тому, что к настоящему моменту ЦБ Казахстана справлялся с задачей ограничения роста потребительских цен, думаю, что и в будущем негативный эффект мгновенной девальвации валюты на 20% будет успешно устранен», — полагает Фоменко.