Всемирный фонд дикой природы (WWF) сравнил подходы британо-нидерландской Royal Dutch Shell и «Роснефти» к шельфовым проектам, и сравнение оказалось не в пользу российской компании.
В своем сообщении российское отделение WWF напоминает, что Shell из-за разногласий с экологами прекратила геологоразведку в Чукотском море (120 км от побережья Аляски). Об этом в четверг заявил глава компании Бен ван Берден. Дело в том, что США ужесточили экологические нормы для шельфовой нефтедобычи и ввели новые стандарты, которые не допускают широкую утечку нефти. «Мы не готовы задействовать мощности на проведение бурильных работ в 2014 году из-за юридических сложностей», — сказал ван Берден. При этом в бурение на шельфе Аляски Shell уже вложила около $5 млрд.
«Причиной отмены планов стало решение суда, постановившего, что министерство внутренних дел США нарушило закон о защите окружающей среды, продав лицензии на добычу нефти на шельфе Аляски», — говорится в сообщении WWF. Американский суд отметил, что министерство проанализировало лишь наиболее благоприятные сценарии влияния разработки нефтяных месторождений на окружающую среду, при том что на данный момент достаточных данных об экосистеме Чукотского моря просто не существует.
WWF России отмечает, что таких данных нет и по российскому сектору Чукотского моря. «Однако «Роснефть» это не останавливает», — отмечают экологи.
У «Роснефти» на данный момент есть несколько проектов на российском арктическом шельфе, к участию в которых она пригласила иностранных инвесторов — американскую ExxonMobil, итальянскую Eni и норвежскую Statoil. По данным самой «Роснефти», она владеет лицензиями на участки арктического шельфа с общими запасами 34,6 млрд тонн нефтяного эквивалента.
В четверг «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил, что глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой упростить правила работы на шельфе. В частности, речь идет о разрешении иностранным партнерам владеть и пользоваться необходимым для работ оборудованием и упрощении паспортно-визового контроля для работников буровых платформ и судов.
«Упростить процедуру не значит ее упразднить, — заявил «Газете.Ru» источник в «Роснефти». — Речь идет о сокращении сроков прохождения согласовательных процедур. На данный момент их около 60, что означает два года только бумажно-административного согласования. Компания будет проходить все предусмотренные законом процедуры».
WWF пишет, что «Роснефть» на сегодняшний день не в состоянии решить даже проблему с утилизацией попутного газа на континентальных месторождениях, не говоря уже о том, что у компании нет никаких технологий для эффективной борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях.
«Очевидно, что требования для работы на арктическом шельфе, напротив, должны быть ужесточены, в том числе и потому, что под угрозой разливов находятся и особо охраняемые природные территории», — говорят экологи.
Представитель «Роснефти» на это заметил, что жесткое соблюдение всех экологических норм работы на шельфе — это основа сотрудничества с иностранными партнерами. «Компания использует новейшие технологии нефтегазодобычи, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Соблюдение специально разработанного плана по противодействию возможным разливам — это обязательная часть корпоративной программы по экологии и промышленной безопасности работы на шельфе». Однако подробности плана представитель «Роснефти» не раскрыл.
Глава программы WWF по экологической политике ТЭК Алексей Книжников отмечает, что разлив на скважине ВР в Мексиканском заливе уже продемонстрировал всему миру масштаб возможных последствий, к которым может привести недоучет экологических рисков шельфовых проектов. При этом WWF напоминает, что ВР сейчас крупнейший (19,75%) после российского государства акционер «Роснефти».
Руководитель программы WWF «Зеленая экономика» Михаил Бабенко рассказал «Газете.Ru», что разлив нефти в Арктике будет угрожать не только местной фауне, но и миграционной, так как в летний период Арктика привлекательна для многих видов животных и птиц.
«При этом следует отметить, что сейчас нет эффективных технологий борьбы с разливами нефти на льду или подо льдом, — указывает Бабенко. — Даже для того, чтобы судно просто добралось до места аварии, требуется несколько суток, и это при благоприятных погодных условиях».
При этом загрязнение от разлива нефти (речь идет о больших объемах) может охватить весьма значительную территорию. Так, по словам Бабенко, авария на месторождении Приразломное (проект «Газпром нефти» на шельфе Печорского моря) может привести к загрязнению 45 тыс. кв. км.
«На сегодняшний день полностью безопасных технологий шельфовой добычи нефти нет, — комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — А последствия катастрофы скажутся на всем человечестве».
Но есть возможность минимизировать риски. В прошлом году на шельфе Сахалина был запущен первый в России (по словам эксперта, их в мире вообще меньше десятка) донный нефтедобычный комплекс. «В отличие от плавучих платформ рисков здесь значительно меньше, — говорит Танкаев. — Этот комплекс работает на небольшой глубине (например, в том же Мексиканском заливе, в месте, где произошла авария платформы ВР, глубина составляет 1,5 км), но будущее шельфов добычи именно за донными технологиями».
В целом отношение российских властей к охране природы WWF расценивает как своего рода экологический демпинг: предоставление возможности опробовать технологии на российском шельфе, раз в других регионах ужесточаются экологические и технические требования. «Очевидно, что такие меры могут снизить стоимость арктических проектов, экономическая целесообразность которых на сегодня вызывает большие сомнения», — поясняет Бабенко.
Иностранцы действительно хотят работать на российском шельфе. Помимо партнеров «Роснефти» в российских ресурсах заинтересована та же Shell. Она уже участвует в нефтегазовом проекте «Сахалин-2», где ей принадлежит 27,5% (50% плюс одна акция принадлежит «Газпрому», японские Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10% соответственно). «Что касается наших планов в России, то хочу напомнить, что в апреле 2013 года мы подписали с «Газпромом» меморандум о разработке запасов углеводородов арктического шельфа России, — сообщили «Газете.Ru» в Shell. — Изменений в планах Shell нет, наш интерес к работе на арктическом шельфе России сохраняется».
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что основной причиной интереса зарубежных компаний являются не экологические, а экономические послабления.
«Россия привлекает иностранных инвесторов не заниженными экологическими требованиями, а либеральным налоговым режимом для арктических проектов», — говорит эксперт.
В прошлом году был принят закон, по которому шельфовые проекты были поделены на четыре категории по уровню сложности, от базового до арктического. Для всех проектов были предусмотрены льготные ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от 30% стоимости сырья для наиболее простых (базовых) до 5% для арктических. Кроме того, компании, работающие на шельфе, получили освобождение от экспортной пошлины и импортной пошлины и НДС на ввозимое высокотехнологичное оборудование.
«Природоохранные требования не должны служить причиной закрытия проектов, — уверен Симонов. — Сейчас нужен разумный подход, взвешенный диалог с экологами, который позволит найти оптимальное решение».