Президенты России, Белоруссии и Казахстана обсудят во вторник в Кремле основные направления интеграционного взаимодействия государств — членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), в частности «дорожную карту» по присоединению Киргизии к евразийским интеграционным структурам, сообщает официальный сайт Кремля.
О решении присоединиться к ТС Киргизия заявила еще в мае 2011 года и впоследствии не раз подтверждала курс на интеграцию на различных международных форумах.
«Кто желает восстановить Советский Союз, тот не имеет ума, но тот, кто не скорбит по Советскому Союзу, тот не имеет сердца», — заявил президент Киргизии Алтамаз Атамбаев на одном из международных форумов.
Но дальше заявлений и создания рабочей группы для подготовки «дорожной карты» дело не продвинулось до сих пор. На прошлой неделе Атамбаев сообщил, что не согласен с предложенными условиями вступления страны в ТС. «По «дорожной карте», которую кто-то утвердил, мы вступать не будем. Неужели вы меня не знаете? Продавить со мной что-нибудь невозможно. Уж слишком я закалился!» — заявил киргизский глава.
Ранее первый вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев также сообщал, что если «дорожная карта» будет принята в нынешнем виде, то социальных проблем не избежать.
Ни правительство, ни сам президент не уточняют, что именно послужило на этот раз поводом для раздраженных комментариев накануне визита киргизского президента в Москву, но суть разногласий очевидна. Это удорожание реэкспорта китайских товаров, идущих через Киргизию.
По оценкам киргизской стороны, почти 80% местных предпринимателей делают бизнес именно на перепродаже дешевого китайского ширпотреба, овощей, фруктов и других товаров. Киргизия ежегодно реэкспортирует китайских товаров на $10 млрд.
Если Киргизия вступит в Таможенный союз, ее граница станет внешней границей союза относительно Китая и она перестанет быть такой «дырявой», как сейчас. Об этом говорил глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов на одном из заседаний российско-киргизской комиссии.
Сейчас основная масса китайского ширпотреба поступает на местный «Черкизон» — самый большой в стране оптовый рынок «Дордой», а отсюда товар мелкими партиями расползается по всему постсоветскому пространству. Причем фактически беспошлинно. Такой режим таможенного транзита реэкспорта не устраивает Казахстан и Россию.
Но ужесточение контроля на границе неизбежно повлечет повышение цен на китайские товары и разорит киргизских оптовиков. Их уже стало меньше после вступления Казахстана и Белоруссии в Таможенный союз. Число оптовых предпринимателей сократилось примерно на 70%, розничных – на четверть.
По правилам ТС, один человек может перевезти через таможенную границу не более 50 кг, по этой причине поток дешевых китайских товаров из Киргизии в Казахстан уже сократился.
Россия признает проблему реэкспорта. И готова списать долг Киргизии перед Россией на сумму $493 млн. Обсуждается и вопрос компенсации Киргизии за вступление в ТС в размере $1,5 млрд.
Но в самой Киргизии рассчитывают на большее. Казахстан и Россия должны создать для Киргизии стабилизационный фонд в $5 млрд, уверен местный бизнес. Стабфонд нужен для строительства фабрик и заводов и поддержания занятости населения после того, как закроются оптовые рынки.
Российская сторона согласилась оказать помощь в решении проблемы занятости. Если Киргизия вступит в Таможенный союз, то получит так называемый наднациональный режим для трудовой миграции. То есть мигранты из Киргизии смогут работать внутри ТС, в частности в России, без квот и лицензий, по трудовому договору, а их дети смогут ходить в школы и детские сады. Это позволит нелегальным гастарбайтерам выйти из тени, отмечает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
«Общему рынку ТС присоединение Киргизии даст мизерное приращение», — отмечает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. Весь бюджет Киргизии — $5 млрд, численность населения – 5 млн человек.
По его мнению, Киргизия не сможет взять на себя выполнение всех аналогичных обязательств, взятых действующими членами Таможенного союза.
«Киргизия — не простой партнер. Во взаимоотношениях двух стран бывали ситуации, когда Россия платила, а музыку заказывали другие», — говорит заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ Владимир Колотов.
По его словам, Киргизия имеет слабую экономику и вынуждена маневрировать в треугольнике Москва — Пекин — Вашингтон.
Есть еще одна проблема, связанная с Киргизией, отмечают эксперты. «В этой стране очень сильны позиции теневых структур, наркомафии, и не всегда понятно, какие структуры оказывают влияние на принятие политических решений», — говорит Колотов.
В прошлом году Всемирный банк выделил Киргизии $90 млн для реформы госуправления и борьбы с коррупцией.
Впрочем, главная проблема во взаимоотношениях двух стран устранена, отмечают эксперты. Президент Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения о размещении на территории страны авиабазы США. База Манас будет выведена в июне 2014 года. Правительство Киргизии рассматривает предложение Минтранса РФ о передаче крупнейших аэропортов страны Манас и Ош в управление российскому оператору.
Подоплека интеграции Киргизии с Россией скорее политическая, чем экономическая, отмечают эксперты. Авиабаза Манас оценивается Кремлем как источник нестабильности в регионе. «Только после ухода американцев и появляется основа для сотрудничества с Киргизией», — считает Игорь Коротченко, член общественного совета при Минобороны России.
Киргизия недавно продлила договор о пребывании российской авиабазы Кант вблизи Бишкека. Считается, что главная задача авиабазы — борьба с терроризмом. Впрочем, как и у американской авиабазы.