Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Единая Америка

США и Канада могут объединиться в новое государство

США и Канаде пора объединяться, если не в одну страну, то в более тесный союз, наподобие ЕС – вместе они могли бы противостоять вызовам, исходящим от развивающихся экономик, считает журналист и автор книги Диана Фрэнсис. Но пока идеи укрупнения блоков непопулярны – после кризиса развиваются скорее изоляционизм и национализм, отмечают российские эксперты.

Один из десяти канадцев – более 3 млн человек — постоянно или временно проживает на территории США, а около 1 млн американцев – в Канаде. Компании США контролируют порядка 10% канадских активов (данные статистики Канады за 2010 год), 17% доходов и 13% прибыли компаний. Канада – крупнейший торговый партнер США. В последние годы экспорт товаров и услуг из США в Канаду превысил даже экспорт в ЕС, несмотря на то, что население северного соседа в 10 раз меньше, чем в Евросоюзе.

Все это показывает, что слияние двух крупнейших стран Северной Америки не только неизбежно, но и уже началось , сообщает Диана Фрэнсис в своей заметке в The Wall Street Journal.

Фрэнсис – знаменитая журналистка, имеющая двойное американо-канадское гражданство (родилась в 1946 году в Чикаго), редактор канадской National Post, автор статей в американском Huffington Post. В октябре 2013 года вышла в свет ее девятая книга — «Слияние века: почему Канада и Америка должны стать одной страной». «На Земле нет двух других стран, так социально и экономически связанных. У них общие ценности, география и огромная по протяженности граница. Население учится, путешествует и работает совместно, количество межгосударственных браков очень велико. Если бы речь шла не о странах, а о корпорациях (или европейских государствах), они давным-давно бы уже объединились», — убеждена Фрэнсис.

Она видит несколько возможных путей интеграции. От покупки Соединенными штатами Канады, подобно тому как в 1803 году они приобрели французские территории, до образования союза с общим правительством наподобие ЕС. Объединившись, страны смогут успешно противостоять внешним вызовам. Для Канады, по мнению Фрэнсис, угрозу представляет Китай, скупающий канадские предприятия, как, впрочем, и предприятия во всех остальных странах. А также Россия, потеснившая Канаду в Арктике. «В 2007 году Россия послала небольшую субмарину (два глубоководных аппарата «Мир» — прим. «Газеты.Ru»), чтобы символически установить свой флаг на дне океана на Северном полюсе и заявить претензии на богатую ресурсами Арктику, — напоминает Фрэнсис. – Президент России Владимир Путин подталкивал США к признанию его прав на этот регион». Перед США, продолжает Фрэнсис, стоит необходимость сокращать безработицу, особенно среди молодежи, и также бороться за рынки, ресурсы и Арктику. По октябрьскому прогнозу МВФ, экономика Китая обгонит США уже в 2018 году, а экономики всех стран Азии в совокупности превзойдут США, Канаду, Германию, Великобританию, Италию, Францию и Россию.

«Самым очевидным эффектом было бы объединение неразвитого ресурсного потенциала Канады с американскими деньгами, рынками и рабочими руками», — сказано в книге.

Если предположить, что объединение произойдет, то новое государство будет самым большим по площади и экономике.
«Новый союз был бы номером один и по энергии, полезным ископаемым, воде, площади обрабатываемых земель и технологиям, и все это защищала бы армия США. Размер имеет значение», — убеждает автор читателей WSJ.

Но реалии оруэлловской антиутопии 1984 – Океания, объединившая обе Америки, Великобританию, Австралию и Океанию — пока далеки от воплощения, считают эксперты, с которыми побеседовала «Газета.Ru».

То, что перечисляет Фрэнсис в качестве иллюстрации уже идущего объединения – всего лишь предпосылки к нему, настаивает старший научный сотрудник института «Центр развития» Сергей Пухов. «Увеличение торгового оборота, инвестиции – все это упрощающие факторы для объединения, но они не означают, что в краткосрочной или долгосрочной перспективе объединение произойдет. И тенденция к трудовой миграции населения есть во всем мире, но мы же не предполагаем, что Польша объединится с Украиной или, Россия с Таджикистаном», — поясняет он. Объединение при тех проблемах, которые назрели в экономике США, он считает несвоевременным.

«С точки зрения экономики, объединению бы быть, — рассуждает главный экономист АФК «Система», бывший советник министра экономического развития Евгений Надоршин. – Сейчас ситуация способствует более плотной интеграции. Иметь собственную валюту - это уже недешевое удовольствие: экономические агенты несут немалые прямые и косвенные издержки из-за колебаний курса, страховка в случае многих валют стоит недешево, за валютными операциями нужно следить и регулятору, что тоже отнимает ресурсы.

В масштабах мировой экономики, переход на единую валюту мог бы дать экономию в сотни миллиардов или, может, триллионы долларов. Но тут возникает вопрос, на каком курсе остановиться. Каждый хочет выгоды для себя, и вот уже нет объединения».

С политической точки зрения объединение еще менее вероятно. «Торговые союзы, и подобные им договора между США и Канадой, могут заключаться. Но более серьезное объединение представляется маловероятным. Это два ощутимо различающихся государства, которые ставят перед собой разные цели.

Американцы «защищают демократию» по всему миру и платят за это, но Канада вряд ли захочет нести бремя политических и экономических амбиций США, — продолжает Надоршин.

— Сейчас во многих регионах популярны идеи изоляционизма, национализма. Их привлекательность выросла после финансового кризиса. Но еще до кризиса они стали сильным препятствием на пути интеграции ЕС, в частности, при утверждении евроконституции. Теперь несложно наблюдать отображение националистических настроений прямо в большой политике в Греции, в Испании, где хочет отделиться Каталония, во Франции. Отчасти в США — это стремление выйти на самообеспечение в энергетическом плане».

Пухов вспоминает разговоры об амеро — якобы новой валюте, на которую перейдут Канада, США и Мексика как члены Северо-американского союза. Идею валюты в 1999 году предложил канадский экономист Герберт Грабел и, несмотря на то, что официальные лица никогда не говорили о ней, как и о Северо-американском союзе, всерьез, амеро периодически вызывает нездоровые сенсации на рынке. Например, в 2007 году «Эти разговоры об объединении США и Канады того же порядка», — говорит Пухов.

Фрэнсис также видит политические трудности. «Но вспомните, европейцы прошли через гораздо большие трудности, объединив нации, столетиями воевавшие друг с другом, не связанные даже единым языком», — не унывает автор.

Новости и материалы
Прилепин объяснил молчание Маккартни о трагедии в «Крокусе»
Червиченко: Джикия найдет себе место в хорошей команде РПЛ
В Минсельхозе исключили нехватку кисломолочной продукции в России
Появилось видео удара ВС РФ по логистическому центру ВСУ под Одессой
Оксана Самойлова в неоновом боди приняла участие в веломарафоне
Филипп Киркоров решил возобновить бизнес на фоне ликвидации фирмы
Британский боксер объяснил, почему Фьюри проиграет Усику
Девушка Тимати показала спорткар для собаки за 45 тысяч рублей
«С очень некрасивым концом»: Анна Калашникова о Шаляпине после расставания
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Женщины сильнее мужчин подвержены негативным эмоциям, выяснили ученые
Житель Норильска спас ребенка и был ранен, когда обезвреживал убийцу соседки
Все новости