Авиакомпания «Татарстан» может лишиться разрешения на полеты. Такова рекомендация комиссии Росавиации, прозвучавшая на специальном заседании в среду. Свое заключение комиссия вынесла по результатам внеплановой проверки. «Итоги проведенной проверки выявили существенные недостатки в организации эксплуатационной деятельности авиаперевозчика, — говорится в заключении Росавиации. —
Имели место нарушения в подготовке персонала авиакомпании, соблюдении режима труда и отдыха членов летных и кабинных экипажей и другие упущения, указывающие на несоответствие эксплуатанта сертификационным требованиям».
Самолет этой авиакомпании Boeing 737 разбился в Казани 17 ноября, погибли все находившиеся на борту — 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Несмотря на то что «Татарстан» — символ авиалиний республики, у нее уже несколько лет наблюдаются финансовые сложности. Чистый убыток компании в 2011 году, согласно ее финансовому отчету, составил 5,8 млн руб., в 2010 году — 10,5 млн руб. Задолженность перед казанским аэропортом — сотни миллионов рублей.
Самолеты Boeing 737 авиакомпания получила в лизинг в 2008 году у своего на тот момент стратегического инвестора болгарского «Химимпорта» (возраст самолетов уже тогда был более 15 лет). В начале 2012 года отношения с инвестором были прекращены — правительство Татарстана решило передать авиакомпанию в собственность холдинговой компании «Ак Барс», в который входит другая республиканская авиакомпания, «Ак Барс Аэро» (с ней планировалось объединение). В мае 2012 года начался возврат Boing 737 — компания планировала полностью заменить их на Airbus.
Через две недели после трагедии ушел в отставку глава Татарского межрегионального территориального управления Росавиации Шавкат Умаров. При этом он достаточно резко выразился о главе «Татарстана» Аксане Гиниятуллине. «Руководитель авиакомпании после катастрофы давал журналистам непрофессиональные ответы в части подготовки летного состава и технического обслуживания воздушного судна. Например, высказывание, что командир экипажа никогда не выполнял заход на второй круг. Он не мог его не выполнять — это отрабатывается на тренажерах и нередко выполняется на практике. Гиниятуллин заявил, что не знал о том, что менялось в Boeing, — как такое могло быть», — рассуждал Умаров в интервью газете «Вечерняя Казань».
3 декабря совет директоров «Татарстана» решил уволить гендиректора Аксана Гиниятуллина, который, впрочем, как сообщает ИТАР-ТАСС, остается заместителем генерального директора в «Ак Барс Аэро».
Дальше рекомендацию комиссии должна рассмотреть Росавиация, после чего, вероятно, сертификат будет аннулирован.
«Комиссия могла рекомендовать временно приостановить действие сертификата, чтобы дать возможность устранить выявленные недостатки, но раз речь сразу же зашла об аннулировании, то это, видимо, уже решенный вопрос», — говорит консультант по воздушному транспорту Андрей Крамаренко.
Помимо «Татарстана» Росавиация займется республиканскими чиновниками. Служба обещает проверить лиц, причастных к «необъективным оценкам работы авиакомпании «Татарстан» в Татарском межрегиональном территориальном управлении Росавиации.
Другие авиакомпании региона также дополнительно внепланово проверят. Росавиация пишет, что выработала «комплекс мер, направленных на обеспечение безопасной и бесперебойной работы других авиакомпаний, зарегистрированных на территории Республики Татарстан».
«Чем Росавиация занимается в свободное от катастроф время, — задается вопросом Крамаренко. — Эти проверки должны быть рутинными, а не эпизодическими. Их целью должно быть не снять летного директора или директора авиакомпании, а обеспечить безопасность полетов в будущем.
Такие внеплановые проверки после каждой катастрофы показывают только, что плановые неэффективны».
Впрочем, он сам разъясняет механизм возникновения необходимости в таких проверках: «Появилась необходимость найти виноватого. Конечно, его будут искать не в Москве».
Авиапарк «Татарстана», видимо, будет передан компании из того же холдинга, «Ак Барс Аэро», представители которого также присутствовали на спецзаседании в среду.
Это, как пишет авиакомпания «Татарстан», четыре самолета A319 (два A319 и два A319-100), пятнадцать бортов Cessna 208B Grand Caravan и два Ту-154. Еще один, последний Boing 737-400 возвращается лизингодателю.
«Пока официального заявления от собственников о передаче флота и маршрутных сетей от «Татарстана» к «Ак Барс Аэро» не было», — уточняет главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Он видит некоторые сложности при передаче маршрутов, особенно международных. «Нельзя эти права просто взять и передать. Кроме того, авиакомпания «Татарстан» была получателем федеральных субсидий по программе развития авиаперевозок в Приволжском округе, была главным координатором программы. Было бы несправедливо без конкурсных процедур просто переназначить им авиакомпанию «Ак Барс Аэро», — отмечает Пантелеев. —
Но у региона остаются амбиции относительно существования мощного регионального перевозчика, поэтому речь действительно может идти о передаче большей части материальных и нематериальных активов».
Повысит ли аннулирование лицензии у одной авиакомпании, которое приведет к переводу ее судов и штата в другую компанию из того же холдинга, безопасность в небе над Татарстаном, эксперты сказать затрудняются.
«Пока нет официальных выводов о том, что у «Татарстана» были системные проблемы и именно они привели к катастрофе. Да, может быть, уже после катастрофы вскроется, что системные проблемы были, но вполне может быть, что причина не в них. Нет никакой корреляции возраста воздушного судна и безопасности», — говорит Крамаренко. «Авиакомпания «Татарстан» получила сертификат IOSA — это авиационный знак качества», — напоминает Пантелеев.
Также, добавляет Крамаренко, не обязательно пилот, переученный из штурмана или бортинженера, будет плохим пилотом. «То, что «Аэрофлот» переучивает военных летчиков в пилотов пассажирских самолетов, хотя это другая техника и другое управление, никого ведь не смущает», — добавляет эксперт.
Долги авиакомпании «Татарстан» после того, как ей запретят полеты, видимо, кредиторы попытаются вернуть через процедуру банкротства. Однако, вероятнее всего, у компании не окажется имущества на необходимую сумму.