Вице-премьер Аркадий Дворкович предложил увеличить сроки переноса номера от одного оператора к другому с восьми дней до трех или четырех месяцев. В полной мере программа переноса номеров заработает только в первом квартале следующего года, признал Дворкович на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
«Срок, установленный сегодня постановлением правительства, в который соответствующее действие должно быть произведено, составляет восемь дней. Срок минимальный и очень жесткий, — сказал Дворкович. — Считаем, что в подавляющем большинстве случаев возможно этот срок выдержать».
Но на первом этапе внедрения системы не исключены технические сбои. В частности, сложности могут возникнуть у региональных сотовых операторов, говорит Дворкович. «Они могут в первое время не справиться с этими сроками, поэтому предлагается на первом этапе, в этот, по сути, переходный период, период тестирования новой услуги, дать возможность оказывать услугу в течение трех-четырех месяцев», — предложил он.
В понедельник президент Владимир Путин подписал поправки об ответственности операторов сотовой связи за задержку перехода абонента к другому оператору с сохранением номера. По новому закону оператор будет обязан безвозмездно продолжать оказывать услуги абоненту, пожелавшему уйти к другому оператору с сохранением номера, с предполагаемой даты передачи абонентского номера до момента фактической передачи данного номера в сеть другого оператора.
С 1 декабря начинает действовать услуга по переносу мобильных номеров (MNP) — неофициально этот закон называют отменой мобильного рабства. Но воспользоваться услугой граждане России смогут только с марта 2014 года. Для того чтобы сменить оператора, пользователям нужно будет зарегистрироваться в электронной очереди: таким образом Минкомсвязи планирует снизить нагрузку на операторов, так как в ведомстве опасаются, что услугой захочет воспользоваться большое количество людей, а данная мера позволит избежать перегрузки сотовых операторов.
В следующем году число пользователей, которые захотят сменить оператора, будет максимальным. Минкомсвязи прогнозирует, что в 2014 году будет произведено более 3 млн переходов, при этом ежедневная нагрузка на сотовых операторов составит около 13 тыс. таких операций в день.
Между оператором и абонентами при использовании услуги будут употребляться следующие термины: оператор-донор — сотовый оператор, услугами которого перестает пользоваться абонент, и оператор-реципиент — оператор, к которому переходит абонент.
Но пока не все операторы готовы к тому, чтобы начать предоставлять новую услугу. В частности, в этом они винят задержку с выходом ряда подзаконных актов, в том числе правил использования услуги. Документ должен был быть опубликован в марте 2013 года, но в итоге появился только в июле.
К переносу номеров должны быть готовы не только операторы «большой тройки», но и региональные операторы, которых также коснется новый закон, обращает внимание представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» готовит свои системы к выполнению закона об MNP. Однако у нас вызывает беспокойство вопрос качества услуги и доступности всех сервисов сотовой связи на перенесенных номерах после 1 декабря, поскольку, если будет готова только, например, «большая тройка», в целом это не даст эффекта, и ряд сервисов, в том числе входящие звонки, SMS, MMS с других сетей, роуминг, могут быть недоступны для абонентов, — говорит она. — Между тем в России помимо крупных операторов действует масса региональных операторов связи, и готовность их к 1 декабря под вопросом. Помимо операторов должны быть готовы и другие игроки рынка, которых затрагивает MNP, например платежные системы и банки».
Ранее для того, чтобы стимулировать операторов к предоставлению услуги по переносу номеров, депутаты одобрили поправки, согласно которым оператор обязан будет предоставлять услуги сотовой связи бесплатно в случае, если он не сумеет совершить перенос в указанный срок. Услуги будут бесплатными до того момента, когда оператор сделает перенос. 20 ноября поправки в закон одобрили в Совете Федерации.
«Это жесткая норма. Мы должны посмотреть, как она будет работать на практике, как все это будет происходить. Возможные и другие подходы, изменения в КоАП», — прокомментировал Дворкович.
Бесплатное предоставление услуг противоречит Гражданскому кодексу, а проблемы с переносом номеров могут возникнуть как и у операторов-доноров, так и у операторов-реципиентов. При этом бесплатно услуги будет оказывать оператор сотовой связи, от которого уходит пользователь, также существует риск, что из-за проблем с переносом номеров пользователи смогут и вовсе остаться без связи. «Мегафон» планирует запустить MNP с 1 декабря.
«Мы сможем принимать абонентов в свою сеть и передавать номера другим операторам, поэтому у нас не возникнет необходимости оказывать услуги связи бесплатно, — говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. — Мы считаем избыточной инициативу обязать операторов, технически не готовых к передаче номеров по MNP, бесплатно обслуживать абонентов. Гражданский кодекс однозначно определяет услуги связи как возмездные. Кроме того, технические проблемы с введением MNP могут возникнуть не только у оператора-донора, но и у оператора-реципиента. В этом случае наказанными окажутся не операторы, а абоненты, оставшиеся без связи».
Принятые поправки могут спровоцировать переход пользователей от одного оператора к другому только ради того, чтобы какое-то время пользоваться услугами сотовой связи бесплатно, опасаются сотовые операторы.
«Операторы, в наименьшей степени готовые к внедрению MNP (речь идет прежде всего о небольших региональных операторах), в свою очередь, рискуют столкнуться с тем, что в их офисы нагрянут абоненты, спешащие подать заявления о переходе в другие сети только ради возможности пользоваться услугами связи бесплатно», — говорит Дорохина.
Сотовым операторам, в том числе региональным, придется столкнуться с рядом проблем. Например, необходимо будет информировать пользователей о том, с помощью какого оператора звонит он, так как код номера останется прежним, а оператор может измениться. Таким образом, это может отразиться на стоимости разговора, так как не все тарифы операторов предполагают единую цену на звонки пользователям других операторов, говорит президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский.
Но закон должен положительно сказаться на пользователях: он повысит конкуренцию на рынке и заинтересованность операторов в предоставлении более дешевых и качественных услуг, говорит Домбровский. Многие операторы, готовясь к MNP, уже начали работать над улучшением систем обслуживания абонентов и усовершенствованием пакетных тарифов.
Для операторов «большой тройки» затраты на установку оборудования и технических программ, необходимых для переноса номеров, относительно невысоки и составляют менее 1% годовой программы инвестиционных вложений, которые тратятся ежегодно на LTE, говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова.
При этом на выручку операторов «большой тройки» отток клиентов не окажет большого влияния, так как большинство сотовых операторов и так работают с лояльными клиентами. Общее же количество пользователей, которые захотят перейти от одного оператора к другому, не превысит 10% всех абонентов в стране, говорит эксперт. К примеру, отток пользователей МТС в среднем в квартал составляет 9%.
Закон не окажет существенного влияния на выручку и рентабельность сотовых операторов, по крайней мере компании не закладывают такие риски в прогнозы на будущий год. MNP не должно оказать существенное влияние и на котировки акций сотовых операторов, надеется Арутюнова.