— Было ли на сегодняшней встрече что-то запоминающееся? Какое-то важное решение, принятое по ходу разговора?
— Да, были приняты очень быстрые решения по поддержке нескольких проектов. В частности, проект, который автоматизирует сдачу отчетности по ЖКХ. Ему было рекомендовано оказать быструю поддержку, организовать рабочую встречу с министром ЖКХ, так как проект может оказать непосредственное влияние на прозрачность платежей и в конечном итоге — на понижение стоимости услуг. Была рекомендована быстрая поддержка проекту, который может повысить эффективность деятельности федеральной миграционной службы. Проект позволит распознавать лица, фотографии, и делать это очень быстро.
— Почему с инициативой создания ФРИИ выступил именно Путин? Многие считают, что интернет — на периферии президентского внимания. Что-то изменилось?
— Мне кажется, сама встреча, которая сегодня состоялась, показала, что президент обращает очень серьезное внимание на интернет: на то, что там происходит, на проекты, которые там рождаются. Также встреча показала, что проекты, которые там реализуются, могут оказывать серьезное влияние и на решение экономических и социально значимых проблем. Проекты вывели на разговор и показали возможность улучшения ситуации и в ЖКХ, и в области ЕГЭ, и миграционной политики, и медицинского обслуживания. Проекты работают в области интернета, но решают насущные проблемы и являются еще и рентабельными!
— Вы рассказали о том, как стартапы могут помочь государству. Но как государство может помочь стартапам? Что оно может предложить, чтобы талантливая молодежь реализовывала свои проекты в России, а не в Силиконовой долине?
— Именно Владимир Путин был инициатором создания Фонда развития интернет-инициатив, и как фонд мы уже оказываем поддержку стартапам в нескольких областях. Выбираем интересные и потенциально бизнес-привлекательные проекты, предлагаем им инвестиции. Запустили и программу акселерации таких проектов, что особенно важно на ранних стадиях.
— Какие направления вы стремитесь поддержать прежде всего?
— Таких направлений нет. По факту в числе проектов, которые мы поддержали, есть проекты в совершенно разных областях: медицина, предоставление пользовательских сервисов, образование.
— Допустим, фонд может помочь каким-то стартапам, превратить их в работающий бизнес. А что дальше? Как сделать так, чтобы стартапы не умерли через год-два, уйдя в свободное плавание?
— Во-первых, мы выбираем проекты, в которые верим. Во-вторых, помогаем таким проектам консультациями, учебой, экспертами, деньгами. В-третьих, мы будем продолжать мониторить проекты и поддерживать их консультациями, а для тех, кому это нужно, — следующим раундом инвестиций.
— Как вы вообще оцениваете бизнес-среду в России? Насколько комфортно у нас работать малому бизнесу, к которому относятся стартапы?
— На самом деле стартапам в области интернета в России работать комфортно. Среда для начинающих предпринимателей в этой области достаточно хорошая. Зачастую бизнес жалуется на проблемы с инфраструктурой — с электросетями, землей, но для интернет-бизнеса это все совершенно неважные вещи.